Автор: Кирюшина Светлана Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ ХПЭТ
Населённый пункт: г. Хабаровск (Хабаровский край)
Наименование материала: статья
Тема: "Применение ИКТ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее профессиональное
Применение средств ИКТ в работе с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Математика является довольно сложным предметом в учебном курсе. Основной
задачей
преподавателя,
преподающего
этот
предмет,
является необходимость
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья.
В группах, где обучаются слабослышащие студенты, построение урока имеет ряд
особенностей:
1.
Обязательное
создание
психологического
настроя
и
мотивации
обучающихся;
2.
Развитие связной речи у слабослышащих обучающихся;
3.
Необходимы многократные повторения изученного материала;
4.
Речь педагога должна быть эмоциональна;
5.
Во время урока необходимо проводить динамические паузы;
6.
На
уроке
необходимо
использовать
дифференцированный
личностно-
ориентированный подход к обучающимся;
7.
Инструкции
для
обучающихся
должны
быть
четкими
и
продуманными,
нельзя давать более одной инструкции одновременно;
8.
Обучающимся
необходимо
показывать
образцы
действий,
наглядный
материал и т.д.
По итогам вышеперечисленного перед педагогом стоит выбор средств и методов
обучения детей с нарушением слуха для обеспечения эффективности процесса обучения.
Одним из способов решения данной проблемы является использование ИКТ на
уроках
математики.
Использование
на
уроках
математики
информационных
и
коммуникационных
технологий
способствуют
развитию
внимания,
наблюдательности,
речи,
мышления слабослышащих
обучающихся.
При
нарушенной
слуховой
функции
использование
ИКТ
позволяет
задействовать
зрительный
и
эмоциональный
каналы
восприятия слабослышащих обучающихся.
Средствами ИКТ на уроках повышается мотивация обучения, так как общение с
компьютером нацелено на конкретную личность и, благодаря этому, ребенок чувствует
себя самостоятельным и ориентированным на успех.
При помощи ИКТ педагог может использовать на уроках разнообразные методы и
формы организации урока (тестирование, показ презентации, работа с интерактивной
доской и т.д.), что в свою очередь повышает эффективность урока.
Рассмотрим
несколько
примеров
программ,
помогающих
в
организации
образовательного процесса преподавателя математики:
программное обеспечение DolphinGuide осуществляет речевое сопровождение во
время работы, действия на компьютере осуществляются как стандартными способами -
клавиатурой/мышкой, так и голосовой командой.
программа PowerPoint;
программа к интерактивной доске;
интерактивные программы к учебникам математики.
Данные
программы
позволяют
создавать
мультимедийные
презентации,
интерактивные уроки, математические модели, анимационные модели, тесты, которые
можно использовать на любом этапе урока. Программы яркие, красочные, динамичные.
Так же, на своих уроках я использую современные средства обучения:
1.
Мобильный класс, состоящий из ноутбука преподавателя и 25 ноутбуков для
обучающихся;
2.
Интерактивную панель Multi Board с мобильным стендом для перемещения;
3.
Магнитно маркерную доску;
4.
Проектор
интерактивный
Epson
EB-595Wi,
оборудованный
специализированным программным обеспечением.
5.
Акустическая система.
Акустическая система активно используется при проведении учебных занятий и
лекций, с её
помощью
выступающие могут донести информацию без повышенной
нагрузки на голосовые связки. Благодаря акустической системе и системе свободного
звукового поля обучающиеся получают всю информацию по FM каналу с усилением
голоса выступающего. Благодаря использованию акустической системы процесс обучения
происходит
максимально
эффективно,
чем
обеспечивается
повышенная
успеваемость
учеников.
Систему
свободного
звукового
поля
используют
для
слабослышащих
обучающихся. Система DigiMasterSoundField обеспечивает универсальность работы, так
как позволяет передавать информацию как пользователям с нормальным слухом, так и
слабослышащим пользователям.
Уроки, разработанные с использованием специальных программ и современных
средств обучения, позволяют педагогу использовать игровые моменты урока, выделить
ключевые моменты, объекты или проблемы, смоделировать реальную ситуацию, включить
больше наглядности и информации в урок, возможности оценить результаты обучения.
При
использовании
ИКТ
у
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья повышается интерес к предмету, развиваются творческие способности.
Тесты, созданные с помощью ИКТ, активизируют познавательную деятельность
обучающихся, пробуждают интерес к математике. Видя результаты теста, обучающиеся
могут самостоятельно проверить себя, и в случае ошибки, всегда вернуться обратно и
подумать надо ответом еще раз.
Чтобы сделать процесс обучения математике занимательным и
интересным,
облегчить
преодоление
трудностей,
поддержать
и
усилить
интерес
к
предмету, создать рабочее и бодрое настроение, необходимо включать в ход урока ИКТ.