Автор: Никифорова Елена Ивановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Шебекиинский агротехнический ремесленный техникум"
Населённый пункт: город Шебекино Белгородская область
Наименование материала: публикация
Тема: "Культура речи в аспекте профессиональной культуры педагога"
Раздел: среднее профессиональное
Департамент внутренней и кадровой политики
Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»
«Культура речи
в аспекте профессиональной
культуры педагога»
Выполнил: Никифорова
Елена Ивановна
преподаватель
русского языка и литературы
(ОГАПОУ
«Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Шебекинский район
Белгородская область)
Шебекино
2018
Культура речи учителя
в решающей степени определяет
эффективность умственного
труда его учеников.
Мы убедились, что высокая культура речи-
важное условие профессионализма учителя.
В.А.Сухомлинский.
Профессиональная
культура
педагога
–
это
интегрированное
понятие,
важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его
личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной
деятельности.
Профессиональное
становление
педагога
в
психолого-
педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается
как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных
компетентностей и профессионализма.
Педагог - не только профессия, суть которой транслировать знания, а
высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой
связи
цель
педагогического
образования
может
быть
представлена
как
непрерывное
общее
и
профессиональное
развитие
учителя
нового
типа,
которого характеризуют:
• высокая гражданская ответственность и социальная активность;
• любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
•
подлинная
интеллигентность,
духовная
культура,
желание
и
умение
работать вместе с другими;
•
высокий
профессионализм,
инновационный
стиль
научно-
педагогического
мышления,
готовность
к
созданию
новых
ценностей
и
принятию творческих решений;
•
потребность
в
постоянном
самообразовании
и
готовность
к
нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
• профессионально-педагогическая культура;
• педагогическое мастерство.
Понятие
«педагогическая
культура»
давно
включено
в
практику
педагогической
деятельности,
его
целостное
теоретическое
изучение
стало
возможным относительно недавно.
Каждый
человек,
который
трудится
в
какой-либо
профессиональной
сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент
своей деятельности. Его речь специализированна, насыщена определенными
терминами и профессионализмами — словами, понятными и доступными в
первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний.
Однако представители многих профессий, осуществляя свою трудовую
деятельность,
используют,
помимо речи,
разнообразные
средства
и
орудия
производства:инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих
профессий, где слово представляет собой единственное в действенное средство
профессиональной самореализации, является профессия педагога.
Общение в жизни человека занимает огромное место: на него уходит, как
считают социологи, до 70% времени. Эти данные свидетельствуют о том, что
даже
современный
человек,
обладающий
техническими
средствами
коммуникации, - это человек по преимуществу говорящий. Что хочет и должен
уметь человек как существо, обладающее языком? Он хочет не испытывать
затруднений в том, что сказать, когда ему это необходимо, чтобы то, как он
говорит, способствовало тому, зачем говорит, чтобы располагало слушателей в
его
пользу.
Учителю
необходима
культура
общения,
обла да ние
коммуникативной культурой помогает ему состояться как личности.
Являясь
средством
передачи
информации,
профессиональная
речь
педагога
в
то
же
время
является
тем
инструментом,
с
помощью
которого
решаются
задачи
обучения
и
воспитания.
При
этом
следует
помнить,
что
учителем может быть только человек, способный создать культурно-развива-
ющий потенциал среды, благоприятно влияющий на личность ученика. Слова
К.Д.Ушинского о том, что «только личность способна воспитать личность», как
раз и указывают на наличие у настоящего педагога таких качеств, благодаря
которым,
с
одной
стороны,
осуществляется
собственная
профессиональная
реализация,
с
другой
—
воздействие
на
ученика,
направленное
на
его
личностное
развитие.
Речь
педагога
существует
не
сама
по
себе,
она
—
отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного
развития
его
личности.
Ведь
при
желании
и
соответствующем
старании
говорить
красиво
и
правильно
можно.
Но
если
моральные
принципы
и
ценностные
установки
личности
далеки
от
совершенства,
то
не
стоит
испытывать судьбу, стремясь стать педагогом-профессионалом. В этом случае
не помогут ни знания, ни коммуникативная компетентность, - ни опыт работы,
ни дар живописного изложения.
Настоящий учитель должен быть личностью. Личность учителя следует
рассматривать как языковую личность в аспекте коммуникативной культуры.
Приоритетность личностного начала в педагогической деятельности учителя,
огромная роль его общей культуры, являющейся результатом и отражением
речевой культуры, оправданы хотя бы потому, что взаимодействие с людьми в
условиях
школы,
являющееся
формой
профессионального
существования,
профессиональной
реализации
учителя,
обусловлено
ценностными
установками, определяющими всю его жизнедеятельность. Вся совокупность
компонентов,
составляющих
индивидуальную
культуру
личности
(культура
речи,
культура
общения,
нравственная
и
эмоциональная
культура
и
т.д.),
определяет жизнь учителя-человека и учителя-профессионала.
Профессиональная
культура
речи
вместе
с
эмоциональной
культурой
составляют основу культуры профессионального общения. Профессиональная
культура речи, коммуникативные умения, коммуникативная культура, культура
общения – это составляющие культуры учителя, той её части, которую можно
назвать профессионально-коммуникативной компетентностью.
Одной
из
главных
задач
СПО
является
задача
развития
личности
будущего специалиста, приобщение его к профессиональной культуре, которая
в социально-значимых сферах является актуальным объектом исследования.
Педагогическая культура в этом смысле не является исключением. Согласно
точке
зрения
Е.В.Бондаревской,
«педагогическая
культура
–
часть
общечеловеческой
культуры,
где
с
наибольшей
полнотой
запечатлелись
духовные и материальные ценности образования и воспитания».
Профессиональная
культура
педагога
как
участника
педагогического
процесса,
подразумевает
высокий
уровень
языковой
культуры,
поэтому
целесообразность
методического
истолкования
ее
особенностей,
очевидна.
Наше
исследование
проблемы
показало,
что
отсутствие
специальной
подготовки к профессиональному речевому поведению не позволяет учителю в
полной мере реализовать на уроке даже хорошо продуманную, методически
правильно спланированную деятельность.
Важнейшей
составляющей
профессиональной
культуры
речи
является
владение терминологией данной области знаний, языком науки, умение строить
монологическую
научную
речь,
организовать
профессиональный
диалог
и
управлять им. Профессиональная речевая культура учителя реализуется и в
виде способности, готовности формировать культуру общения с учащимися.
Данные
положения
доказывают,
что
формирование
языковой
культуры
будущего
учителя
является
необходимым
условием
их
профессиональной
подготовки.
Каким
же
образом
на
практике
осуществляется
подготовка
будущего учителя, обладающего профессиональной культурой? Возможность
разностороннего
развития
специалиста,
в
том
числе
языкового
заложена
в
самой системе его профессиональной подготовки.
Условно
можно
выделить
3
этапа
в
подготовке
будущего
учителя
к
профессиональной
деятельности:
общекультурная
подготовка,
предметная
подготовка
и
методическая
подготовка
будущего
специалиста.
Для
этого обратимся к опыту кандидата педагогических наук Рыдановой И .И.
Если
следовать
данной
классификации,
то
можно
определить,
что
уровень первый - уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать
фактических ошибок при воспроизведении учебного текста. Второй уровень –
уровень
ремесленничества,
характеризующийся
стереотипно стью
педагогических действий: будущие специалисты могут продемонстрировать его
при прохождении разных видов педагогической практики, где по специальной
программе целенаправленно ведем наблюдение за речевым развитием студентов
и оказываем консультативную помощь в решении данного вопроса. И, наконец,
третий уровень компетентности – уровень искусства, которому свойственно
осознанное принятие оптимальных творческих решений – это пик, сердцевина,
позволяющая
принимать
творческие
решения
в
профессиональной
деятельности. Формирование
речевой
культуры
будущих
учителей
является
необходимым условием их языковой профессиональной подготовки, развитием
их педагогической культуры.
Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии,
так важна речевая культура. В руках педагогов — будущая культура нации. Если
учитель знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он
сообщает, если он использует все возможности речи и определяет тактику
речевого
поведения,
то
профессиональное
речевое
мастерство
придет
обязательно.
Живое
общение
учителя
и
учеников
поможет
выработать
правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит.
Это ли не цель любого обучения — совместными усилиями познавать мир?