Автор: Громов Алексей Алексеевич
Должность: учитель профильного труда
Учебное заведение: ГБОУ Красногородская (коррекционная ) школа–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: пгт. Красногородск Псковской обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока столярного дела
Тема: "Соединение деталей в "сковородень".
Раздел: среднее профессиональное
ГБОУ «Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Конспект урока
по столярному делу
10-11 класс
Тема: «Соединение деталей в «сковородень».
А.А. Громов,
учитель профильного обучения,
высшая квалификационная
категория
2019
План – конспект
урока по столярному делу
10-11 класс 14.03.2019 г.
Тема урока: ,,Соединение деталей в «сковородень”
Цель: На основе полученных технологических знаний освоить приемы и
способы выполнения действий и операций, необходимых для последующего
формирования у учащихся навыков и умений выполнения производственных
работ по применению соединения в «сковородень».
Задачи:
1. Формировать первоначальные навыки и умения выполнения соединения в
«сковородень».
2.
Развивать
способность
находить
оптимальное
решение
выполнения
задания.
3. Формировать умение использовать полученные знания по спецтехнологии
в создании новых моделей.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- расширить знания о различных видах механизмов.
Коммуникативные УУД: учить слушать и понимать позицию своих
одноклассников по различным вопросам, уважать их мнение.
Личностные УУД - формировать потребность по оказанию помощи
товарищам по работе.
Регулятивные УУД - выполнять конструкторские задачи. Тип
урока: Урок закрепления и совершенствования усвоенных знаний,
приобретения профессиональных умений и навыков.
Время: 1 час.
Объект труда: Сборная игровая модель трактора.
Материально – техническое оснащение:
1. Инструменты и приспособления:
- Карандаш – 4 шт.
- Линейка – 4 шт.
- Угольник – 4 шт.
- Молоток – 4 шт.
- Долото – 4 шт.
- Ножовка – 4 шт.
- Шаблоны – 4 шт.
2. Межпредметные связи:
- Математика – прямые углы, десятичные дроби.
- Черчение – чтение строительных чертежей.
Ход урока.
I.
Организационная часть.
Включить музыку «Тема урока и фотоснимок «Модель трактора»
Тема закрыта фоном фото соединения в сковородень\
Учитель просит подготовить к уроку инструменты и принадлежности,
необходимые для работы согласно списка.
Учащиеся подготавливают инструмент.
Учитель определяет готовность уч-ся к уроку. «Наличие спец. оснащения
по уроку.»
II. Мотивация и актуализация знаний:
2.1 Повторение темы «Столярно-плотничные соединения».
Рассказ учителя.
На
предыдущих
уроках
спецтехнологии
вы
ознакомились
со
столярно-
плотничными соединениями, используемыми в строительных конструкциях.
Давайте вспомним их при помощи карточки №1, которая лежит у вас на
столе.
Вам
нужно
подчеркнуть
в
левой
колонке
те
соединения,
которые
относятся
к
столярно-плотничным
и
соединить
стрелкой
с
названием
в
правой колонке той конструкции, в которой это соединение используется.
Учитель
просит
прочитать
задание
одного,
а
затем
повторить
второго
ученика.
После выполнения задания ученики зачитывают ответы и сверяют со слайдом
на экране.
2.2 Определение цели урока.
Сегодня на уроке производственного обучения мы продолжим работу по
отработке
навыков
выполнения
столярно-плотничных
соединений,
используемых
в
строительных
конструкциях.
И
для
дальнейшей
работы
организуем
две
группы.
Вы
много
уже
узнали
о
столярно-плотничных
соединениях
и пробовали делать некоторые из них.
И сейчас от вас
потребуется умение применить эти знания на практике , так как тема нашего
занятия: « ? ». А сейчас внимание на экран. Тема урока:? (вопрос!) Правильно
сформулировать тему нашего урока поможет задание по карточке №2:
Необходимо раскрасить одним цветом ячейки с названиями, которые
можно
объединить
одним
общим
понятием
«столярно-плотничное
соединение». Давайте посмотрим, что у нас получится.
Сформулируйте
тему
нашего
урока.
(
Соединение
деталей
в
сковородень).Этой теме мы посвятим 2 урока.
Определите цель нашего урока. (применить способ соединение деталей
сковороднем при сборке деталей модели трактора)
2.3 Конструирование модели.
а) Ознакомительная часть.
деталь
прямой шип
соединить
на «УС»
в «сковородень
Да, правильно. Сегодня мы попробуем свои силы
не только
в работе
столяра, но и в роли конструкторов.
Со
способами
столярно-плотничных
соединений
вы
уже
ознакомились
в
курсе «Спец. технология столярных и плотничных работ».
А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с устройством модели трактора и
попробовать себя в роли дизайнера, инженера - конструктора.
-
Вопрос
первой
группе.
Для
чего
нужны
людям
трактора?
Какой
материал
использовали
в
работе?
(Учитель
задает
вопросы
каждой
группе)
Любой автомобиль состоит из частей. Скажите, уважаемые изобретатели:
-Что называют сердцем тактора? (Двигатель)
-Как называется корпус трактора? ( Рама)
-Назовите откидную часть трактора, предназначенную для защиты двигателя
от грязи, пыли и воды. (Капот).
-Как называется часть тактора, где сидит тракторист? (Кабина).
В
создании
трактора
участвуют
люди
разных
профессий.
Какие
это
профессии?
Работа
в
парах.
Соотнесите
название
профессии
человека
и
вид
его
деятельности по производству техники, и соедините их стрелкой.
Инженер-конструктор
Строит чертёж трактора
Дизайнер
Собирает и ремонтирует трактора.
Автослесарь
Придумывает эскиз трактора в цвете
Электрик
Подключает электропровода
Чертёжник
Разрабатывает новые конструкции
и механизмы проводит расчёты
и проектирует детали трактора.
б) Организация производства
Создание
трактора
очень
сложное
дело.
Трактор,
как
и
здание,
сначала
проектируют, затем выполняют чертежи, выбирают необходимый материал,
изготавливают детали, привозят их на завод
и только потом собирают
машину.
В нашу мастерскую поступило срочное задание:
Необходимо изготовить две разборные модели трактора для игры в
младших классах .
Работать будете в бригадах.
Не забывай о правилах работы в группах. Распределите обязанности между
членами
бригады.
Определите,
кто
из
вас
будет
старшим
и
руководить
производственным процессом.
Представьте, что мы находимся в заводском цехе, и перед нами стоит задача:
Собрать модель (пояснить слово «модель») трактора по рисунку.
Посмотрите внимательно на рисунок модели трактора, проанализируйте и
посчитайте, сколько деталей необходимо для сборки и какие это детали.
- Как можно соединять эти детали, что бы потом легко было разобрать?.
(На шкантах, шипах – прямых, ласточкин хвост, в «сковородень» ? )
- Какие соединения мы можем использовать при сборке деталей
модели
трактора?
(Учащиеся
предлагают
варианты
-
от
каждой
группы
предложения).
в) Составление плана.
Учитель
предлагает
учащимся
обеих
групп
составить
план
выполнения
работы по следующей схеме.
Схема составления плана:
1.
Составить спецификацию.
2.
Определить размеры деталей.
3.
Определить материал деталей.
4.
Определить способы соединения деталей друг с другом.
5.
Определить последовательность сборки изделия.
При
составлении
плана
изготовления
изделия необходимо
соблюдать
правила, касающиеся последовательности изготовления изделия:
- первыми нужно обрабатывать основные детали;
-
предыдущая
операция
не
должна
ухудшать
условия
выполнения
последующих операций;
- последующие операции не должны нарушать результаты предыдущих;
начав обработку одной детали изделия, нужно выполнить все действия,
какие можно, чтобы не возвращаться к этим операциям в последующей
работе, например - /сверлить все детали одновременно, изготавливать
шканты для соединения всех деталей и т.д./
г) Спецификация.
Заполнить
таблицу со спецификацией.
№
п/п
Наименование
изделия
К-во
Размеры
Пило.
материал
Способ
соединения
д) Определение параметров.
Размеры
шипов
и
шкантов
нужно
определить
самостоятельно
по
группам.
Первая бригада определяет размеры шкантов / диаметр, длина/ по формуле.
Вторая бригада определяет размеры шипа для соединения в «сковородень».
/ ширина шипа, длина шипа /, также по формуле.
Запишите, полученные параметры в таблицу со спецификацией.
D = 0,4 S, где D – диаметр шканта, а S – толщина соединяемой детали.
L = 5 D , где L – длина шканта.
При соединении сковороднем делают скашивание шипов и проушин на 1/4
их ширины с каждой стороны соединяемого элемента.
S1 = 0,4 S, где S1- ширина сковородня у заплечиков, а S – ширина доски.
S2 = 0,6 S, где S2 – ширина сковородня по торцу.
е ) После
выполнения
задания
бригадиры
докладывают
учителю.
Затем
представитель
каждого
звена
или
бригадир
рассказывают
о
проделанной
работе
и
заносят
полученные
данные
в
общую
спецификацию
на
демонстрационном стенде .
Учитель подводит итоги самостоятельной работы, совместно с учащимися
анализирует выполнение задания. Путём обсуждения разбираются типичные
ошибки
и
характерные
недостатки,
рассматриваются
пути
их
предупреждения и устранения.
ж) Правила ТБ, упражнение.
Какие правила ТБ работы надо помнить, работая над моделью:
1.
При распиливании заготовок?
2.
При сверлении отверстий?
3.
При запиливании шипа?
4.При долблении проушины?
Перед выполнением работы учитель предлагает
выполнить
небольшое упражнение, которое поможет учащимся сконцентрироваться на
выполнении
практического
задания
и
отработать
точность
действий
при
разметке.
Упражнение
на
концентрацию
внимания
и
выработку
точности
действий
при
разметке.
Задание №6.
При помощи линейки и карандаша соедините следующие точки.
а). 1 – 4 б). 1 – 3 в). 1 – 3
2 – 5 2 – 4 1 – 2
3 – 6 3 – 2 2 – 4
4 – 5 – 6
1 2 3 1 2 1 2
4 5 6 3 4 3 4
Задание: прочитать и выполнить задание, используя линейку и карандаш.
Необходимо соединить точки
согласно задания. Упражнение выполнять
быстро и точно. Показать , какое слово получилось.
Учитель показыв ОТВЕТ:
1 2 3 1 2 1 2
4 5 6 3 4 3 4
III. Практическая работа.
Учитель даёт указание взять инструменты и приступить к выполнению
работы.
Работа выполняется согласно плана, находящегося на рабочих местах с
распределением учащихся по степени трудности операций:
-
более
сильные
учащиеся
в
каждом
звене
выполняют
разметку
и
изготавливают детали с элементами для соединения в «сковородень».
- средние учащиеся выполняют соединение на шкантах.
- слабые учащиеся сверлят отверстии для колёс, изготавливают шканты и оси.
Промежуточный инструктаж учителя.
Учитель
контролирует
последовательность
выполнения
операций,
соблюдение правильных приёмов работы, оказывает помощь учащимся по их
просьбе, а также следит за работой слабых учащихся, помогает им при
затруднении в работе.
Фиксирует данные контроля в листке учёта. / приложение/
За 5 мин до конца урока учащимся даётся указание: « Закончить работу,
убрать рабочие места, предъявить работу учителю».
Пока
учащиеся
занимаются
уборкой
рабочих
мест,
учитель
проверяет
и
оценивает работы.
IV. Заключительная часть.
Наш урок подошел к концу. Учитель просит учащихся занять свои места за
верстаками.
В заключении урока учитель проверяет, как учащиеся усвоили тему урока.
Задаёт вопросы:
1.
Какое
столярно-плотничное
соединение
сегодня
вы
применяли
при
креплении крыши кабины?
2.
Почему был выбран именно этот способ?
Ученики: Дают ответ.
Учитель задаёт вопросы учащимся, с целью узнать понравился ли им урок.
-Поднимите правую руку те, кто доволен своей работой на уроке и может
помочь другим.
- Поднимите левую руку те, кому было трудно на уроке, требуется помощь.
- Встали те, кому урок понравился, кто считает, что урок был интересным.
-
Ребята,
я
доволен
вашей
работой
на
уроке,
рад,
что
многим
урок
понравился.
Учитель сообщает учащимся, что они шагнули ещё на одну ступеньку выше в
освоении профессии столяра-плотника и результаты сегодняшней работы это
наглядно показали.
-
Сообщение
о
достижении
цели
и
задач,
поставленных
перед
учащимися на уроке. Все работали умело, не нарушая правил Т.Б.
Есть только одно пожелание: «Не спешите при работе, так как это
отрицательно отражается на качестве».
-
Объективная
оценка
результатов
работы
на
уроке,
производится
на
основании данных карточки учета.
Подведение итогов урока. За правильные и полные устные ответы и ответы
по карточкам при повторении ранее изученного учебного материала оценки
следующие ( перечислить).
Согласно карточки учета выполнения практической работы
есть следующие замечания:
- по соблюдению приёмов работы (перечислить),
- по соблюдению правил техники безопасности (перечислить),
- по организации рабочего места ( перечислить).
Поэтому
оценки
за
выполнение
практической
работы
следующие
(перечислить).
Всем большое спасибо за активную работу на уроке .
Урок закончен. Все свободны.
Дежурные остаются для уборки помещения.
Учитель выставляет оценки в классный журнал.