Напоминание

"Соединение деталей в "сковородень".


Автор: Громов Алексей Алексеевич
Должность: учитель профильного труда
Учебное заведение: ГБОУ Красногородская (коррекционная ) школа–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: пгт. Красногородск Псковской обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока столярного дела
Тема: "Соединение деталей в "сковородень".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБОУ «Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

возможностями здоровья»

Конспект урока

по столярному делу

10-11 класс

Тема: «Соединение деталей в «сковородень».

А.А. Громов,

учитель профильного обучения,

высшая квалификационная

категория

2019

План – конспект

урока по столярному делу

10-11 класс 14.03.2019 г.

Тема урока: ,,Соединение деталей в «сковородень”

Цель: На основе полученных технологических знаний освоить приемы и

способы выполнения действий и операций, необходимых для последующего

формирования у учащихся навыков и умений выполнения производственных

работ по применению соединения в «сковородень».

Задачи:

1. Формировать первоначальные навыки и умения выполнения соединения в

«сковородень».

2.

Развивать

способность

находить

оптимальное

решение

выполнения

задания.

3. Формировать умение использовать полученные знания по спецтехнологии

в создании новых моделей.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

- расширить знания о различных видах механизмов.

Коммуникативные УУД: учить слушать и понимать позицию своих

одноклассников по различным вопросам, уважать их мнение.

Личностные УУД - формировать потребность по оказанию помощи

товарищам по работе.

Регулятивные УУД - выполнять конструкторские задачи. Тип

урока: Урок закрепления и совершенствования усвоенных знаний,

приобретения профессиональных умений и навыков.

Время: 1 час.

Объект труда: Сборная игровая модель трактора.

Материально – техническое оснащение:

1. Инструменты и приспособления:

- Карандаш – 4 шт.

- Линейка – 4 шт.

- Угольник – 4 шт.

- Молоток – 4 шт.

- Долото – 4 шт.

- Ножовка – 4 шт.

- Шаблоны – 4 шт.

2. Межпредметные связи:

- Математика – прямые углы, десятичные дроби.

- Черчение – чтение строительных чертежей.

Ход урока.

I.

Организационная часть.

Включить музыку «Тема урока и фотоснимок «Модель трактора»

Тема закрыта фоном фото соединения в сковородень\

Учитель просит подготовить к уроку инструменты и принадлежности,

необходимые для работы согласно списка.

Учащиеся подготавливают инструмент.

Учитель определяет готовность уч-ся к уроку. «Наличие спец. оснащения

по уроку.»

II. Мотивация и актуализация знаний:

2.1 Повторение темы «Столярно-плотничные соединения».

Рассказ учителя.

На

предыдущих

уроках

спецтехнологии

вы

ознакомились

со

столярно-

плотничными соединениями, используемыми в строительных конструкциях.

Давайте вспомним их при помощи карточки №1, которая лежит у вас на

столе.

Вам

нужно

подчеркнуть

в

левой

колонке

те

соединения,

которые

относятся

к

столярно-плотничным

и

соединить

стрелкой

с

названием

в

правой колонке той конструкции, в которой это соединение используется.

Учитель

просит

прочитать

задание

одного,

а

затем

повторить

второго

ученика.

После выполнения задания ученики зачитывают ответы и сверяют со слайдом

на экране.

2.2 Определение цели урока.

Сегодня на уроке производственного обучения мы продолжим работу по

отработке

навыков

выполнения

столярно-плотничных

соединений,

используемых

в

строительных

конструкциях.

И

для

дальнейшей

работы

организуем

две

группы.

Вы

много

уже

узнали

о

столярно-плотничных

соединениях

и пробовали делать некоторые из них.

И сейчас от вас

потребуется умение применить эти знания на практике , так как тема нашего

занятия: « ? ». А сейчас внимание на экран. Тема урока:? (вопрос!) Правильно

сформулировать тему нашего урока поможет задание по карточке №2:

Необходимо раскрасить одним цветом ячейки с названиями, которые

можно

объединить

одним

общим

понятием

«столярно-плотничное

соединение». Давайте посмотрим, что у нас получится.

Сформулируйте

тему

нашего

урока.

(

Соединение

деталей

в

сковородень).Этой теме мы посвятим 2 урока.

Определите цель нашего урока. (применить способ соединение деталей

сковороднем при сборке деталей модели трактора)

2.3 Конструирование модели.

а) Ознакомительная часть.

деталь

прямой шип

соединить

на «УС»

в «сковородень

Да, правильно. Сегодня мы попробуем свои силы

не только

в работе

столяра, но и в роли конструкторов.

Со

способами

столярно-плотничных

соединений

вы

уже

ознакомились

в

курсе «Спец. технология столярных и плотничных работ».

А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с устройством модели трактора и

попробовать себя в роли дизайнера, инженера - конструктора.

-

Вопрос

первой

группе.

Для

чего

нужны

людям

трактора?

Какой

материал

использовали

в

работе?

(Учитель

задает

вопросы

каждой

группе)

Любой автомобиль состоит из частей. Скажите, уважаемые изобретатели:

-Что называют сердцем тактора? (Двигатель)

-Как называется корпус трактора? ( Рама)

-Назовите откидную часть трактора, предназначенную для защиты двигателя

от грязи, пыли и воды. (Капот).

-Как называется часть тактора, где сидит тракторист? (Кабина).

В

создании

трактора

участвуют

люди

разных

профессий.

Какие

это

профессии?

Работа

в

парах.

Соотнесите

название

профессии

человека

и

вид

его

деятельности по производству техники, и соедините их стрелкой.

Инженер-конструктор

Строит чертёж трактора

Дизайнер

Собирает и ремонтирует трактора.

Автослесарь

Придумывает эскиз трактора в цвете

Электрик

Подключает электропровода

Чертёжник

Разрабатывает новые конструкции

и механизмы проводит расчёты

и проектирует детали трактора.

б) Организация производства

Создание

трактора

очень

сложное

дело.

Трактор,

как

и

здание,

сначала

проектируют, затем выполняют чертежи, выбирают необходимый материал,

изготавливают детали, привозят их на завод

и только потом собирают

машину.

В нашу мастерскую поступило срочное задание:

Необходимо изготовить две разборные модели трактора для игры в

младших классах .

Работать будете в бригадах.

Не забывай о правилах работы в группах. Распределите обязанности между

членами

бригады.

Определите,

кто

из

вас

будет

старшим

и

руководить

производственным процессом.

Представьте, что мы находимся в заводском цехе, и перед нами стоит задача:

Собрать модель (пояснить слово «модель») трактора по рисунку.

Посмотрите внимательно на рисунок модели трактора, проанализируйте и

посчитайте, сколько деталей необходимо для сборки и какие это детали.

- Как можно соединять эти детали, что бы потом легко было разобрать?.

(На шкантах, шипах – прямых, ласточкин хвост, в «сковородень» ? )

- Какие соединения мы можем использовать при сборке деталей

модели

трактора?

(Учащиеся

предлагают

варианты

-

от

каждой

группы

предложения).

в) Составление плана.

Учитель

предлагает

учащимся

обеих

групп

составить

план

выполнения

работы по следующей схеме.

Схема составления плана:

1.

Составить спецификацию.

2.

Определить размеры деталей.

3.

Определить материал деталей.

4.

Определить способы соединения деталей друг с другом.

5.

Определить последовательность сборки изделия.

При

составлении

плана

изготовления

изделия необходимо

соблюдать

правила, касающиеся последовательности изготовления изделия:

- первыми нужно обрабатывать основные детали;

-

предыдущая

операция

не

должна

ухудшать

условия

выполнения

последующих операций;

- последующие операции не должны нарушать результаты предыдущих;

начав обработку одной детали изделия, нужно выполнить все действия,

какие можно, чтобы не возвращаться к этим операциям в последующей

работе, например - /сверлить все детали одновременно, изготавливать

шканты для соединения всех деталей и т.д./

г) Спецификация.

Заполнить

таблицу со спецификацией.

п/п

Наименование

изделия

К-во

Размеры

Пило.

материал

Способ

соединения

д) Определение параметров.

Размеры

шипов

и

шкантов

нужно

определить

самостоятельно

по

группам.

Первая бригада определяет размеры шкантов / диаметр, длина/ по формуле.

Вторая бригада определяет размеры шипа для соединения в «сковородень».

/ ширина шипа, длина шипа /, также по формуле.

Запишите, полученные параметры в таблицу со спецификацией.

D = 0,4 S, где D – диаметр шканта, а S – толщина соединяемой детали.

L = 5 D , где L – длина шканта.

При соединении сковороднем делают скашивание шипов и проушин на 1/4

их ширины с каждой стороны соединяемого элемента.

S1 = 0,4 S, где S1- ширина сковородня у заплечиков, а S – ширина доски.

S2 = 0,6 S, где S2 – ширина сковородня по торцу.

е ) После

выполнения

задания

бригадиры

докладывают

учителю.

Затем

представитель

каждого

звена

или

бригадир

рассказывают

о

проделанной

работе

и

заносят

полученные

данные

в

общую

спецификацию

на

демонстрационном стенде .

Учитель подводит итоги самостоятельной работы, совместно с учащимися

анализирует выполнение задания. Путём обсуждения разбираются типичные

ошибки

и

характерные

недостатки,

рассматриваются

пути

их

предупреждения и устранения.

ж) Правила ТБ, упражнение.

Какие правила ТБ работы надо помнить, работая над моделью:

1.

При распиливании заготовок?

2.

При сверлении отверстий?

3.

При запиливании шипа?

4.При долблении проушины?

Перед выполнением работы учитель предлагает

выполнить

небольшое упражнение, которое поможет учащимся сконцентрироваться на

выполнении

практического

задания

и

отработать

точность

действий

при

разметке.

Упражнение

на

концентрацию

внимания

и

выработку

точности

действий

при

разметке.

Задание №6.

При помощи линейки и карандаша соедините следующие точки.

а). 1 – 4 б). 1 – 3 в). 1 – 3

2 – 5 2 – 4 1 – 2

3 – 6 3 – 2 2 – 4

4 – 5 – 6

1 2 3 1 2 1 2

4 5 6 3 4 3 4

Задание: прочитать и выполнить задание, используя линейку и карандаш.

Необходимо соединить точки

согласно задания. Упражнение выполнять

быстро и точно. Показать , какое слово получилось.

Учитель показыв ОТВЕТ:

1 2 3 1 2 1 2

4 5 6 3 4 3 4

III. Практическая работа.

Учитель даёт указание взять инструменты и приступить к выполнению

работы.

Работа выполняется согласно плана, находящегося на рабочих местах с

распределением учащихся по степени трудности операций:

-

более

сильные

учащиеся

в

каждом

звене

выполняют

разметку

и

изготавливают детали с элементами для соединения в «сковородень».

- средние учащиеся выполняют соединение на шкантах.

- слабые учащиеся сверлят отверстии для колёс, изготавливают шканты и оси.

Промежуточный инструктаж учителя.

Учитель

контролирует

последовательность

выполнения

операций,

соблюдение правильных приёмов работы, оказывает помощь учащимся по их

просьбе, а также следит за работой слабых учащихся, помогает им при

затруднении в работе.

Фиксирует данные контроля в листке учёта. / приложение/

За 5 мин до конца урока учащимся даётся указание: « Закончить работу,

убрать рабочие места, предъявить работу учителю».

Пока

учащиеся

занимаются

уборкой

рабочих

мест,

учитель

проверяет

и

оценивает работы.

IV. Заключительная часть.

Наш урок подошел к концу. Учитель просит учащихся занять свои места за

верстаками.

В заключении урока учитель проверяет, как учащиеся усвоили тему урока.

Задаёт вопросы:

1.

Какое

столярно-плотничное

соединение

сегодня

вы

применяли

при

креплении крыши кабины?

2.

Почему был выбран именно этот способ?

Ученики: Дают ответ.

Учитель задаёт вопросы учащимся, с целью узнать понравился ли им урок.

-Поднимите правую руку те, кто доволен своей работой на уроке и может

помочь другим.

- Поднимите левую руку те, кому было трудно на уроке, требуется помощь.

- Встали те, кому урок понравился, кто считает, что урок был интересным.

-

Ребята,

я

доволен

вашей

работой

на

уроке,

рад,

что

многим

урок

понравился.

Учитель сообщает учащимся, что они шагнули ещё на одну ступеньку выше в

освоении профессии столяра-плотника и результаты сегодняшней работы это

наглядно показали.

-

Сообщение

о

достижении

цели

и

задач,

поставленных

перед

учащимися на уроке. Все работали умело, не нарушая правил Т.Б.

Есть только одно пожелание: «Не спешите при работе, так как это

отрицательно отражается на качестве».

-

Объективная

оценка

результатов

работы

на

уроке,

производится

на

основании данных карточки учета.

Подведение итогов урока. За правильные и полные устные ответы и ответы

по карточкам при повторении ранее изученного учебного материала оценки

следующие ( перечислить).

Согласно карточки учета выполнения практической работы

есть следующие замечания:

- по соблюдению приёмов работы (перечислить),

- по соблюдению правил техники безопасности (перечислить),

- по организации рабочего места ( перечислить).

Поэтому

оценки

за

выполнение

практической

работы

следующие

(перечислить).

Всем большое спасибо за активную работу на уроке .

Урок закончен. Все свободны.

Дежурные остаются для уборки помещения.

Учитель выставляет оценки в классный журнал.



В раздел образования