Напоминание

Проектная деятельность на уроках гуманитарного и социально-экономического цикла


Автор: Романова Любовь Ивановна
Должность: преподаватель гуманитарного и социально-экономического цикла
Учебное заведение: ГБПОУ Лермонтовский региональный многопрофильный колледж
Населённый пункт: г. Лермонтов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность на уроках гуманитарного и социально-экономического цикла
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектная деятельность на уроках гуманитарного и социально –

экономического цикла.

Романова Любовь Ивановна

ГБПОУ Лермонтовский региональный многопрофильный колледж

Преподаватель гуманитарного и социально-экономического цикла

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом

виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе

собственных

опытов,

наблюдений,

экспериментов,

выводов

и

умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже,

чем сведения, которые получены путем выучивания.

Вот уже несколько лет я использую на уроках проектный метод. Свое

предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить студентов всему тому,

что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует

у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой,

ведь,

как

говорил

Д.И.Писарев,

«всякое

настоящее

образование

есть

самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

На первом этапе работы по этой методике я ставила перед собой задачу –

развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности.

Строя

учебный

план,

столкнулась

с

необходимостью

согласования

его

с

интересами учащихся, мой

учебный план должен был включать в себя

“картину мира” обучающегося, связываться с его повседневным жизненным

опытом.

Сейчас на

уроках стараюсь создавать проблемные ситуации, которые

подтолкнули

бы

учащихся

к

изучению

объекта,

то

есть

изучение

через

открытие,

когда

учащиеся

в

значительной

степени

работают

сами,

и

управляемое открытие, когда процессом управляет учитель.

Вместо

объяснения

как

решить

проблему,

поощряю

учащихся

делать

наблюдения

и

выдвигать

гипотезы,

проверять

решения,

для

чего

им

приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю

наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных

данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при

анализе проблемы.

Секрет успеха проектной методики на уроках состоит в том, чтобы связать

проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с

«настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко

повышается.

Результативность

подобной

работы

проявляется

в

том,

что

студенты

познают

азы

приемов

исследования,

учатся

аргументировать

свою

точку

зрения, свои выводы, воспитываются такие качества, как самостоятельность,

инициативность,

креативность,

ответственность.

Проектные

работы

студентов

защищаются

на

конкурсах,

конференциях,

учащиеся

достойно

выступают

со

своими

проектами,

занимая

призовые

места.

Выводы

и

предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами

для обсуждения, сначала на

уроках, а потом и на студенческой научно-

практической конференции, и на педагогических советах, и на классных и на

родительских собраниях.

Метод

проектов

педагогическая

технология,

ориентированная

не

на

интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых,

в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в

создание

проектов

дает

им

возможность

осваивать

новые

способы

человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и

умения

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям

жизни

человека

и

общества в целом.

1.Цели и задачи проекта в обучении.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся

знания. К ним поступает так много информации извне, что просто нельзя не

учитывать. Поэтому в современном

учебном заведении преподаватель не

является единственным источником информации для ребенка. Но студенты

часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют

анализировать,

структурировать,

выделять

главное,

т.е.

не

владеют

элементарными

навыками

поисковой

работы

и

исследовательской

деятельности.

Основной задачей преподавателя является - подготовить и выпустить в

жизнь

человека,

умеющего

находить

и

извлекать

необходимую

ему

информацию

и

усваивать

ее

в

виде

новых

знаний,

т.

е.

формировать

у

учащихся

информационную

компетенцию.

Любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний,

но и сформированность умения их использовать.

Используя

проектную

технологию

в

своей

работе,

приоритетным

направлением

ставлю

процесс

познания,

для

того,

чтобы

подготовить

студента,

способного

гибко

адаптироваться

в

меняющихся

жизненных

ситуациях,

самостоятельно

приобретать

необходимые

знания,

умело

применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии на уроках ставлю перед собой

следующие задачи:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

расширение кругозора учащихся;

активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности,

придание уроку современных динамичных форм.

Кроме того, проектное обучение:

способствует повышению личной уверенности учащихся;

развивает

“командный

дух”,

развивает

коммуникабельность

и

умение

сотрудничать;

обеспечивает

механизм

критического

мышления,

умение

искать

пути

решения проблемы;

развивает у учащихся творческие способности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в

отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких

недель, а иногда и месяцев).

2.Специфика метода проектов в преподавании.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-

то

интересное

самостоятельно,

в

группе,

или

самому,

это

поисковая

деятельность,

позволяющая

проявить

себя,

попробовать

свои

силы,

приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это

деятельность,

направленная

на

решение

интересной

проблемы,

сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С

точки

зрения

преподавателя,

учебный

проект

-

это

дидактическое

средство,

позволяющее

обучать

проектированию

целенаправленной

деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Уроки общественных дисциплин позволяют широко применять данную

технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании

общественных дисциплин имеет четкую организационную структуру.

1. Включение обучающихся в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “Портфолио” работы.

5. Собственно защита проекта.

Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще

всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса,

его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении

знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

На своих уроках я часто применяю метод учебного проекта после изучения

какой- либо темы. Приведу лишь несколько примеров: “Женщины во власти”,

“Молодежь и политика ”, “Как познать то, что мы еще не знаем? ” и т. д.

Учащимся очень нравится заниматься проектной деятельностью потому,

что:

?

?

?

каждый может проявить себя как творческая личность,

?

?

?

каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”,

?

?

?

добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,

?

?

?

развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой

сферах,

?

?

?

развиваются умения самовыражения, самоопределения, самореализации и

рефлексии,

?

?

?

воспитываются целеустремленность, инициативность, чувство

коллективизма, ответственности и толерантности.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

вариативности

(использование

индивидуальной,

парной,

групповой

форм

работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц, диаграмм,

карт, анкет);

решения

проблемы

(проблема

заставляет

учащихся

думать,

а

значит

учиться);

самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта,

распределение

заданий

в

группе,

систематизация

промежуточных

материалов);

создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом

помогает лучше усваивать трудные темы программы);

учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся

нравится);

личностного фактора (проектная работа предоставляет возможность думать и

говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

адаптации

заданий

(нельзя

предлагать

задание,

с

которым

он

не

сможет

справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности,

учебные возможности, этап работы над проектом).

Проектная деятельность на уроках общественных дисциплин требует от

преподавателя дополнительной работы, выходящей за рамки урока. Прежде

чем начать работу по подготовке проекта, необходимо продумать весь ход

работы,

методы

и

формы

работы,

промежуточный и

итоговый

контроль,

просчитать возможный результат этой деятельности, грамотно распределить

роли

и

обязанности

в

групповом

проекте,

изучить

интересы

учащихся,

занятых в проекте, продумать, где и как будут подводиться итоги работы и,

конечно, обозначить сроки проекта.

Вопросы к целевому анализу (самоанализу) проекта:

1.

Каковы цели и задачи проекта, насколько были они реализованы?

2.

Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных темах курса,

при изучении именно этих тем?

3.

К какому типу относится проект? Почему?

4.

На сколько времени рассчитан проект?

5.

Какие этапы проекта будут представлены на уроках?

6.

Насколько четко структурирована деятельность учащихся на уроке?

7.

Какие исследовательские методы будут использоваться в ходе работы над

проектом, и на каких этапах?

8.

Какова

степень

самостоятельности

учащихся

(коллективности

принятия

решений учащимися)?

9.

Как будут учитываться индивидуальные особенности учащихся в ходе работы

над проектом?

10.

Будут ли работать учащиеся в группах, т.е. будет ли использоваться метод

работы в группах сотрудничества?

11.

Насколько глубоко будут реализовываться межпредметные связи?

12.

Использовать ли информационные технологии?

13.

Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая цель?

14.

Достаточна ли глубина анализа проблемы, который проводился учащимися?

15.

В чем продвинутся учащиеся в ходе выполнения проекта?

16.

Достигнуты ли в ходе выполнения проекта, поставленные учителем цели?

Проектная деятельность – не решение всех проблем в обучении, но она очень

важное

средство,

спасающее

уроки

от

однообразия,

скуки,

способствует

развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний.

3.Применение проектного метода на уроках гуманитарного и социально –

экономического цикла.

Особенно

популярен

и

востребован

данный

метод

на

среднем

этапе

обучения, поскольку развивается абстрактное мышление и логическая память.

Поэтому

важно

обращать

внимание

на

придание

процессу

обучения

проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать

проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям,

формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На

старшем

этапе

обучения

проектная

деятельность

учащихся

приобретает

характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач,

выдвижением гипотезы исследования.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут

вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты являются в

основном

краткосрочными

и

несколько

упрощенными

по

оформлению,

однако

это

не

умаляет

их

значимость,

а

лишь

говорит

о

соответствии

возрастным особенностям первокурсников.

Проекты для старшекурсников усложняются по форме и по содержанию,

практикуется

научный

подход

к

оформлению,

при

этом,

соответственно,

увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

При обучении общественных дисциплин наиболее популярными видами

проектов являются исследовательские, информационные, творческие. За свою

работу

студенты

получают

сразу

несколько

оценок:

за

оформление,

за

содержание,

за

защиту;

могут

быть

также

учреждены

специальные

номинации:

“оригинальность”,

“научность”,

“актуальность”

и

т.

п.

Это

стимулирует

интерес,

мотивирует

на

самостоятельную

поисковую

деятельность.

Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не

менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что

нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы

улучшения своего проекта. Я придаю особое значение этому этапу проектной

деятельности. Происходит осмысление студентами сделанного, формируется

их отношение к самостоятельной деятельности.

Метод

проектной

деятельности

предполагает,

что

после

проведения

исследования,

результат

должен

быть

представлен

в

виде

завершенной

работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы

студентов приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции. Это

очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и

попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

4.Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения.

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а

само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

развивает

интеллект

ученика,

его

умение

планировать

и

отслеживать

последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их

в практической деятельности;

развивает творческие способности и самостоятельность;

он

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

учащихся,

которая

предполагает

владение

определенными

умениями:

анализа,

синтеза,

мысленного экспериментирования, прогнозирования;

он

творческий

по

самой

своей

сути,

т.

к.

предполагает

совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов;

позволяет обучить умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

выявлять и формулировать проблемы;

проводить их анализ;

находить пути их решения;

работать с информацией;

находить

необходимый

источник,

например,

данные

в

справочной

литературе или в средствах массовой информации;

применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Положительные стороны в этом методе:

возможность выбора темы проекта интересной как для студента, так и для

преподавателя, и доступной по знаниям и умениям обучающихся.

В методе проекта предполагается постановка проблемы, решение которой

приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности.

Если

работа

над

рефератами

предполагает

большую

работу

по

анализу

различных источников, то тема проекта может быть очень конкретной, где в

первую очередь можно использовать собственные наблюдения, фотографии,

результаты бесед и опросов.

В работе над проектами могут участвовать учащиеся разных способностей и

талантов. Каждому найдется дело: кто занят поиском информации, кто

фотографирует, кто готовит оформление или презентацию, кто координирует

работу, кто просто на «подхвате», но тоже чувствует свою причастность к

общему делу.

Метод

проекта

дает

возможность

для

проявления

творческого

начала

в

ребятах, причем в доступной для каждого форме.

Метод проекта немало дает и учителю. Это и возможность творчества, и

новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с

ребятами.

Многие

раскроются

с

новых

сторон:

равнодушный

окажется

инициативным,

старательный

у

раскроется

как

классный

аниматор,

а

любящий

поспать

на

уроках

окажется

художником

или

знатоком

компьютера.

Очень важным достоинством метода проектной работы является развитие

мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают предмет

или выполняют определенные виды работ.

Метод учебного проекта предполагает опору на творчество, приобщение к

исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы

работы

учащихся,

организовать

обучение

в

сотрудничестве.

Проектная

деятельность

более

полно

способствует

учету

интересов,

склонностей

и

способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки,

например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление,

умение

делать

выводы,

навык

написания

и

оформления

результатов

исследования,

умение

работать

творчески.

Как

индивидуально,

так

и

в

группе. Умения составления и проведения презентации.

Метод

проекта

предполагает

возможность

вариативности

постановки

проблем проекта и видов деятельности в работе над ним.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации

учебного

процесса,

альтернативную

классно-урочной

системе,

и

метод

проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими

методами

обучения.

Полноценная

реализация

каждого

из

этапов

проекта

требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком

случае мы имеем “мини-проект”, например, “Разработка листовки о вреде

курения табака” или “Разработка буклета о физиологических изменениях

подросткового

возраста».

Более

эффективными

оказываются

проекты,

занимающие 4-5 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному

уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют

тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе

на следующем уроке. Последние два урока (спаренные) используются для

презентации подготовленных проектов.

III. Реализация проектной деятельности.

Ниже перечислены те работы, которые заслуживают внимания, потому что

сделаны качественно, но их главное достоинство состоит в том, что они

являются

самостоятельной

творческой

и

исследовательской

работой

учащихся.

1.Проект «Женщина во власти».

Одной

из

современных

педагогических

технологий

является

метод

проектов.

Несмотря

на

многие

положительные

качества,

он

довольно

медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед

педагогом

встает

проблема,

как

совместить

метод

проектов

с

классно-

урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения тем «Политическая жизнь

современного общества» и «Политический статус личности» в 11-м классе с

использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel

“Обучение для будущего”.

Предыстория

проекта.

На

одном

из

уроков

обществознания,

когда

рассматривали тему «Политическая деятельность», у ребят возник вопрос:

«Почему так мало женщин в политике?» и я предложила им исследовать эту

проблему.

Идея

старшеклассникам

понравилась,

и

они

с

большим

энтузиазмом взялись за работу. Для начала решили установить круг вопросов,

с которыми необходимо было разобраться и которые в дальнейшем стали бы

темами исследования:

Нужны ли женщины во власти?

Может ли женщина быть успешной в бизнесе, политике?

Может

ли

быть

эффективной

политика,

проводимая

женщиной-

руководителем?

Пол женщины – это ее потолок?

Был ли в истории матриархат?

В связи с тем, что одни хотели представить свою работу в Power Point, а

другие – в Publisher, предоставила им свободу в выборе материала, его

анализа и обобщения, реализации исследования, оформления его результатов.

“Визитная карточка” учебного проекта.

Тема проекта: «Женщина во власти».

Типология проекта: информационно-исследовательский.

Категория учащихся: учащиеся 3 курса.

Продолжительность проекта: 4 урока, самостоятельная домашняя работа – 4

учебных недели.

Предметная область: обществознание, политология.

Учебные темы: «Политическая жизнь современного общества » и

«Политический статус личности».

Ключевые понятия: политический статус, политическая роль, дискриминация.

Образовательные

цели:

разрушить

стереотипы

по

отношению

к

роли,

личности и значению женщин в семье, обществе и политике.

Развивающие

цели:

способствовать

формированию

информационной

культуры, развитию критического мышления, формировать умения и навыки

исследования.

Воспитательные

цели:

способствовать

формированию

коммуникативной

культуры, выявлению и осмыслению собственной позиции

Основополагающий вопрос: Нужны ли женщины во власти?

Проблемные вопросы:

o

Может ли женщина быть успешной в политике, бизнесе?

o

Может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной –

руководителем?

o

Пол женщины – это ее потолок?

o

Был ли в истории матриархат?

Темы исследований:

Женщина в обществе.

Роль женщины в современном мире.

Женщина в большой политике (Женщины – политики).

Женщины – политики современной России.

Методические материалы, созданные в ходе работы над проектом:

Приглашение к разговору «Женщина в обществе».

Бюллетень «Женщины в обществе».

Веб - сайт «Женщины в обществе».

Тест «Женщины в обществе».

Критерии оценки для презентации, буклета.

Разработка урока «Женщина во власти».

Грамоты, дипломы.

Работы учащихся по проекту:

Презентации:

Женщина в обществе.

Роль женщины в современном мире.

Женщины – политики.

Старовойтова Г.В.

Социологический опрос «Нужны ли женщины – политики?».

Публикации:

Женщины в большой политике.

Серия «Женщины – политики».

Результаты социологического опроса.

Рефераты:

Женщины в политике.

Политическая жизнь Юлии Тимошенко.

2. Проект «Легко ли быть подростком?».

Предыстория проекта. На уроках обществознания мы изучаем личность

подростка,

проблемы,

с

которыми

ему

приходится

сталкиваться.

Семиклассники сами подростки и им интересно, что с ними происходит и

почему.

Подростки

народ

непонятный

и

взрослым

и

детям.

Легко

ли

быть

подростком?

На

этот

вопрос

по-разному

отвечают

и

сами

подростки,

и

взрослые. Мы попытались разобраться, почему столь противоречивы точки

зрения подростков, родителей и учителей. На мой взгляд, очень важно, чтобы

учащиеся получили представление о сути проблемы, умели определиться в

своем отношении к ней.

Данный проект ориентирован на изучение темы: «Задачи и трудности

подросткового

возраста»

на

уроках

обществознания

в

7-8

классах

зависимости

от

особенностей

конкретной

программы).

Проект

позволяет

разделить программу на тематические модули, создать учебно-методический

комплект по данной теме, предусмотреть задания для учащихся с различным

уровнем подготовки.

“Визитная карточка” учебного проекта.

Тема проекта: «Легко ли быть подростком?».

Типология проекта: информационно - исследовательский.

Категория учащихся: учащиеся 1курсов.

Продолжительность проекта: 4 урока, самостоятельная домашняя работа – 4

учебных недели.

Предметная область: обществознание, психология.

Учебные

темы:

«Задачи

и

трудности

подросткового

возраста»

и

«Психологический портрет личности».

Ключевые понятия: статус, роль.

Образовательные

цели:

вывести

на

научный

уровень

представления

о

подростках и месте подростков в обществе.

Развивающие

цели:

способствовать

развитию

критического

мышления,

формировать умения и навыки исследования.

Воспитательные цели: способствовать выявлению и осмыслению собственной

позиции.

Основополагающий вопрос: Легко ли быть подростком?

Проблемные вопросы:

o

Какой возраст считается подростковым?

o

Каковы особенности подросткового возраста?

o

Какие изменения происходят в подростковом возрасте?

Темы исследований:

Изменения подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста.

Личность подростка.

Подросток в социальной среде.

Подросток и его права.

Подростковая культура.

Методические материалы, созданные в ходе работы над проектом:

Бюллетень «Легко ли быть подростком?».

Сайт проекта «О подростках и для подростков».

Критерии оценки для презентации, буклета.

Грамоты, дипломы.

Работы учащихся по проекту:

Презентации:

Исследовательской работы «Легко ли быть подростком?».

Личность подростка.

Мы за здоровый образ жизни.

Публикации:

Подросток и его права.

Одиночество.

Переходный возраст.

Первая любовь: радость или беда?

Самооценка подростка.

Задачи и трудности подросткового возраста.

Подростковая культура.

Подросток в группе.

Подросток в обществе риска.

Опасный путь преступной жизни.

Защити сам себя.

Если тебя задержала милиция.

Физические изменения подростков.

Подросток как гражданин.

Речевое поведение.

Компьютер: плохо или хорошо?

Размышления о продукте проектной деятельности.

В ходе работы над проектами стало видно, что такая форма деятельности

увлекает

детей,

они

стали

осознавать

свои

возможности,

интересы,

отыскивать

новые

источники

информации,

шла

перегруппировка

ранее

созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились

информацией, литературой, материалами друг с другом.

Осуществление

учебных

проектов

прошло

успешно,

в

нем

приняли

участие все ученики 7-х и 11-х классов, в которых я работала. Проектная

деятельность

обогатила

личностный

опыт

учащихся,

позволила

им

четче

осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией,

актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в

своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой

деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать

её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к

цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование

позволило

разнообразить

коммуникативные

связи

учащихся с социумом.

Работа

над

проектом

принесла

многим

учащимся

удовлетворение,

позволила

почувствовать

себя

творцами,

исследователями

нового,

способствовала становлению личностных компетентностей.

Мне, как учителю проект позволил раздвинуть рамки учебной программы,

построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение

продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание

рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно

эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника,

востребованное современной образовательной практикой.

Уроки,

проведенные

с

использованием

метода

проектов,

вызывают

большой интерес у учащихся, которые проявляют активность, инициативу.

Нравятся ребятам и уроки-защиты работ, в результате, которого – оценка у

каждого

учащегося

(некоторые

получают

по

2

оценки).

Однако

главный

результат – это осознание, что подготовленные презентации и публикации

могут быть использованы на других уроках в других классах.

В ходе работы было собрано так много материалов, что приходилось

выбирать

самое

интересное,

самое

важное.

Точки

зрения

на

проблему

оказались противоречивыми, поэтому было много споров, в ходе которых

рождалась истина, старшеклассники учились понимать друг друга, развивали

навыки

практического

мышления

и

совместной

работы.

Практически

все

ребята

были

вовлечены

в

реализацию

проекта

проводились

социологические

опросы,

анкетирование,

интервьюирование,

искали

и

изучали

материалы,

работали

с

различными

источниками

информации.

Работа

над

проектом

позволила

им

раскрыть

свои

способности

и

возможности, они с удовольствием участвовали в проекте.

Заключение.

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе

становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта

можно

реализовать

все

воспитательные,

образовательные

и

развивающие

задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать

различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным,

более интересным и поэтому более эффективным.

Учебный

процесс

представляет

собой

систему,

предусматривающую

определенные

цели,

содержание,

разнообразие

методов,

организационных

форм и средств обучения. И если отбор содержания обучения обусловлен,

прежде

всего,

требованиями

программы

обучения,

образовательным

стандартом, то отбор методов, организационных форм и средств обучения –

самой

логикой

познания,

психологией

познавательной

деятельности,

принятой

концепцией

учебного

процесса.

Проектный

метод

один

из

компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям,

которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

Хочу обратить внимание на следующие плюсы “метода проектов”:

Развиваются познавательные интересы;

Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой,

сбор эмпирической информации и т.п.;

Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети

видят результат своего труда;

Отсутствует формализм знаний;

Устанавливается связь с жизненным опытом;

В

случае

использования

групповых

проектов

развивается

умение

сотрудничать.

Метод

проектов

дает

педагогу

возможность

нестандартно

подойти

к

урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную

и эмоционально-ценностную сферы детей.

В реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

Во- первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной

подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что

на

деле

означает

слишком

многое

надо

менять

учителю

в

своей

привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного

времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с

регламентированной

организацией

учебного

материала

и

деятельности

учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности,

характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения

проектной методики в учебный процесс.

Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока,

поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету,

на

научно-исследовательскую деятельность ребят. На мой взгляд, проектный

метод – это хорошая альтернатива классно – урочной системе, это способ

выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением

интересующих

ребят

тем,

это

выход

на

олимпиады,

научные

общества

учащихся.



В раздел образования