Проблемы профессионального самоопределения студентов СПО
Автор: Данилова Елена Викторовна Должность: магистрант Учебное заведение: МПГУ Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Проблемы профессионального самоопределения студентов СПО Раздел: среднее профессиональное
Данилова Е.В.
Профессиональное самоопределение учащейся молодежи
Наметившиеся в отечественной экономике тенденции реиндустриализации, широкая
модернизация региональных систем профессионального образования, нацеленность
государственной образовательной политики на укрепление социального статуса и авторитета
рабочих профессий, на повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников
профессиональных образовательных организаций на региональных рынках труда – все эти
факторы актуализируют задачу развития профориентационной работы на различных уровнях
образования. Однако практическая реализация данной задачи сталкивается с рядом серьезных
препятствий. Одно из таких препятствий состоит в том, что на практике существуют серьёзные
разрывы между профориентационной работой, реализуемой на разных ступенях образования.
Как правило, эти разрывы носят институциональный характер. Они выражены в том, что на разных
ступенях образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее
профессиональное, дополнительное профессиональное) задачи профориентационного характера
по-разному ставятся и по-разному решаются прежде всего в силу того, что деятельность всех этих
ступеней образования носит разобщенный характер. Каждая из них имеет свою собственную
систему научно-методического и учебно-методического обеспечения, свою собственную схему
подготовки кадров, собственную нормативную базу и т.д. Всё это отнюдь не способствует
преемственности в решении профориентационных задач. Теоретические основы
профессиональной ориентации сформировались в нашей стране в конце 60-х – начале 80-х гг.
прошлого века трудами таких видных отечественных ученых, как П.Р. Атутов, А.Е. Климов [59], [62],
А.Е. Голомшток [30], И.Н. Назимов [93], В.А. Поляков [117], А.Д. Сазонов [118], [200], П.А. Шавир
[160]. На рубеже 80-х – 90-х гг. профориентация 4 стала всё больше рассматриваться как система
оказания содействия профессиональному самоопределению личности. Исследованию проблем
профессионального самоопределения личности и его сопровождения посвящены работы В.И.
Блинова [14], [173], А.Ф. Зеера [45], Е.А. Климова [61], Л.М. Митиной [84], В.А. Полякова [120], Н.С.
Пряжникова [121], [123], Е.Ю. Пряжниковой [125], Н.Ф. Родичева [132], И.Д. Чечель [207], С.Н.
Чистяковой [120], [159] и других ученых. К настоящему времени наиболее детально исследованы
особенности процесса сопровождения профессионального самоопределения на школьном этапе.
С начала XXI в. появляется ряд работ, в которых исследуются особенности сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в профессиональных образовательных
организациях. В центре внимания исследователей оказываются такие вопросы, как:
мотивационно- психологические особенности процесса профессионального самоопределения
обучающихся в системе СПО (НПО) – И.А. Бабанова [170], Е.Г. Казьмина [183], Н.В. Сорокина [202];
педагогические особенности процесса профессионального самоопределения обучающихся в
учреждениях СПО (НПО) определенного типа и профиля, по определенным профессиям или
специальностям, или на основе определенных форм обучения – И.А. Бабанова [7], С.А. Борцова
[175], Т.Л. Иванайская [48], А.Е. Канакова и Ф.В. Повшедная [51], [52], З.Р. Максимова [190], В.В.
Плешакова [193], А.В. Сергеев [201], Э.А. Тихонов [204]; педагогические условия и факторы
профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО (НПО) – В.И. Ермошин
[180], О.Ю. Мондонен [191]; технологии, методы и средства сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся в системе профессионального образования – Э.А. Курманова,
[188], Л.В. Лезова [189] и др. На протяжении последней четверти века в нашей стране начинаются
исследования проблем непрерывности профессионального самоопределения обучающихся и его
сопровождениях в условиях непрерывности образования. Здесь могут быть обозначены работы
В.И. Блинова [64], Ю.А. Захарова [42], 5 А.Я. Журкиной и С.Н. Чистяковой [81], Н.Э. Касаткиной
[184], В.Н. Кузнецовой [187], П.А. Шавира [160]. Указанная проблематика в связи с уровнем
среднего (начального) профессионального образования отчасти исследована в диссертациях О.Л.
Гончаровой [177], Н.Л. Морозовой [192], А.В. Сергеева [201], Н.В. Тарасовой [203]. В то же время
практически отсутствуют исследования, посвященные профориентационной работе
профессиональных образовательных организаций с общеобразовательными школами и со
школьниками различных возрастных групп. Это свидетельствует о наличии серьезного разрыва
между двумя уровнями образования – общего и среднего профессионального – в организации
процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Сопоставление
данных, полученных на основе анализа литературных источников, с результатами изучения
современной практики сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на
этапах общего и среднего профессионального образования, позволило выявить следующие
противоречия: - между потребностью профессиональных образовательных организаций в
качественных результатах школьной профориентации, - и практикой подмены в школах
профессиональной ориентации образовательной ориентацией, ориентированной на вузы; -
между целями профессиональных образовательных организаций, - и собственными целями
школы в реализации профориентационной работы со школьниками 8-х – 9-х классов; - между
подходами к сопровождению профессионального самоопределения школьников, реализуемыми
школами, - и подходами к сопровождению профессионального самоопределения студентов,
реализуемыми профессиональными образовательными организациями; - между
манипулятивными основаниями профориентационной работы профессиональных
образовательных организаций со школьниками – и личностной ориентацией деятельности тех же
ПОО по сопровождению 6 профессионального самоопределения собственных студентов На
разрешение перечисленных противоречий и было нацелено настоящее исследование, что
определило тему последнего: «Организационно-педагогические условия непрерывности
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего
профессионального образования». Цель исследования – разработка, обоснование и
экспериментальная проверка научно-методических основ процесса непрерывного сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего
профессионального образования. Объект исследования – процесс профессионального
самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования.
Предмет исследования – принципы и условия, обеспечивающие непрерывность сопровождения
профессионального самоопределения школьников, абитуриентов и студентов профессиональной
образовательной организации. Гипотеза исследования: непрерывность сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего
профессионального образования обеспечивается реализацией следующих условий: -
организацией системы социального партнёрства профессиональной образовательной
организации с общеобразовательными школами и организациями дополнительного образования
детей; - использованием в деятельности профессиональной образовательной организации
специально разработанной и научно обоснованной модели непрерывного сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода из школы в организацию
СПО; - внедрением управленческих механизмов, обеспечивающих координацию различных
направлений деятельности профессиональной образовательной организации по сопровождению
профессионального самоопределения разных категорией обучающихся (целевая программа, 7
управленческий мониторинг); - использованием единых (сквозных) технологий сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся на этапах школьного и профессионального
образования; - оценкой образовательной результативности сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся путем определения уровня сформированности определенных
целевых компетенций (компетенций профессионального самоопределения). В соответствии с
поставленными целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1)
выявить и охарактеризовать основные подходы к организации деятельности по сопровождению
профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода от общего к среднему
профессиональному образованию; 2) сформировать набор принципов организации непрерывного
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода из школы в
организацию СПО; 3) выявить комплекс условий реализации процесса непрерывного
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода из школы в
организацию СПО; 4) на основе компетентностного подхода, сформировать систему
целеполагания и оценки результативности непрерывного сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся в профессиональной образовательной организации; 5)
определить набор профориентационных технологий, обеспечивающих непрерывность
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе перехода из школы в
организацию СПО; 6) разработать, научно обосновать и экспериментально апробировать модель
непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе
перехода из школы в организацию СПО. 8 Методологической основой исследования являются:
теория познания; диалектический, системный, субъектный, деятельностный подходы в познании
общественных явлений; принципы: взаимосвязи субъекта и объекта, личности и деятельности,
процесса и результата, единичного, особенного и общего, теории и практики; социальной
обусловленности педагогических явлений; развития; целостности; системности; комплексности; а
также историко-педагогический, личностно- ориентированный, деятельностный,
компетентностный и дифференцированный подходы к объекту и предмету исследования.
Теоретическая основа исследования базируется на положениях следующих признанных в науке
теорий и концепций: - теория профессионального образования (П.Ф. Анисимов, С.Я. Батышев, А.П.
Беляев, С.Г. Вершловский, Е.А. Климов, В.И. Кондрух, А.Н. Лейбович, А.М. Новиков, Г.Н. Сериков,
В.А. Сластенин, И.П. Смирнов и др.); - теория непрерывного образования (А. Гартунг, В.С.
Гершунский, Дж. Кидд, А Корреа, П. Лагранд, В.Г. Онушкин, В.Г. Осипов, Э. Фор, П. Шукл); - теория
профессиональной ориентации (П.Р. Атутов, Э. Гинзберг, Дж. Голланд, А.Е. Голомшток, А. Леон, И.Н.
Назимов, Е.А. Климов, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, М.С. Савина, А.Д. Сазонов,
Д. Сьюпер, Ф. Фукуяма, С.Н. Чистякова и др.); - концепции профессионального самоопределения
личности и его педагогического сопровождения (В.И. Блинов, А.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина,
Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.Ф. Родичев, С.Н. Чистякова и др.); - теоретическое
обоснование профессионального становления личности (К.Ш. Ахияров, С.Я. Батышев, Э.Ф. Зеер,
А.К. Маркова, А.Я. Найн, Е.М. Павлютенков, В.Л. Савиных, В.Д. Симоненко, Н.А. Томин и др.).
Большое значения для настоящего исследования имели также труды, посвященные проблематике:
9 - ведущей роли деятельности в процессе развития человеческой личности и системно-
деятельностный подход к организации образовательного процесса (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); - реализации компетентностного
подхода в профессиональном образовании (А.Г. Бермус, В.И. Блинов, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А.
Зимняя, О.Е. Лебедев, Д. МакКлелланд, А.Н. Лейбович, О.Н. Олейникова, Н.А. Переломова, Дж.
Равен, И.Д. Фрумин, А. Шелтен А.В. Хуторской и др.). В процессе исследования нами
использовались следующие виды литературных и электронных источников: - диссертационные и
монографические исследования по проблемам профессиональной ориентации,
профессионального самоопределения обучающихся и его сопровождения; - научные статьи по
проблеме исследования; - нормативно-правовые, организационно-распорядительные и другие
документы, регламентирующие и обеспечивающие деятельность образовательных организаций, в
том числе в целевой сфере (образовательные стандарты, концепции, программы, положения,
приказы, инструктивные письма, планы, рекомендации, учебно- методические пособия и др.); -
материалы научных и научно-практических конференций, форумов, круглых столов, семинаров,
совещаний; - публикации научно-популярной периодической печати по проблеме исследования,
профильные материалы, опубликованные на специализированных сайтах сети Интернет; -
тематические энциклопедии, словари, справочники. В ходе работы нами использовались
следующие методы исследования: - теоретические (теоретический, историко-педагогический,
сравнительно- сопоставительный анализ; абстрагирование; синтез; педагогическое 1
моделирование; - эмпирические (изучение литературных источников по педагогике, психологии,
философии, социологии; изучение и обобщение управленческого и педагогического опыта;
педагогическая экспертиза, анкетирование, анализ документации, наблюдение и фиксация; -
экспериментальные (опытно-экспериментальная работа, в рамках которой использовались как
обозначенные выше методы сбора эмпирических данных, так и математические методы
обработки полученных данных - шкалирование, ранжирование).