Автор: Брызгалова Елена Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Рузаевское отделение ГБПОУ РМ "Саранский политехнический техникум"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Рузаевка
Наименование материала: доклад
Тема: РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
Раздел: среднее профессиональное
ДОКЛАД
РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В
ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
РАБОЧИХ
Разработала: Брызгалова Елена Александровна,
преподаватель специальных дисциплин ГБОУ РМ
«Саранский политехнический техникум»
Содержание
Введение
3
1. Влияние мастера производственного обучения на коллектив
4
2. Пути формирования коллектива учебной группы
5
3. Роль мастера производственного обучения в процессе обучения
и воспитания ученического коллектива
9
4.
Рекомендации
по
повышению
эффективности
воспитания
ученического коллектива
11
5.
Методические
рекомендации
мастеру
производственного
обучения по оптимизации процесса формирования ученического
коллектива
13
6. Факторы, влияющие на формирование ученического коллектива
в учебной группе
15
Введение
Система
профессионально-технического
образования
прочно
утвердилась,
как
о сновная
форма
планомерной
п од го т о в к и
квалифицированных
рабочих
кадров
и
стала
высоким
фактором
формирования
политических,
моральных
качеств
рабочих.
Современные
профтехучилища
призваны
подготавливать
квалифицированных
рабочих,
способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического
процесса,
владеющих
смежными
профессиями,
способных
трудиться
в
бригадах
и
быстро
адаптироваться
на
предприятиях
в
процессе
производства.
Ведущая роль в совершенствовании системы профтехобразования и
ускорении
учебно-воспитательного
процесса
принадлежит
мастерам
производственного
обучения,
первым
поставщикам
рабочей
смены.
Характерные
черты
большинства
из
них
–
компетентность
и
высокий
профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать
и воспитывать учащихся, вести за собой ученический коллектив. Мастерам
2
производственного
обучения
крайне
важно
и
полезно
систематически
обращаться к научной литературе по педагогике, психологии.
Необходимо,
чтобы
современный
рабочий
обладал
глубокими
знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В
решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ
– главным поставщикам рабочей смены. Они призваны передать юношам и
девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию,
сформировать личность, привить высокие морально-этические качества.
Мастер
во
многом
решает
вопрос
создания
работоспособного
и
сплоченного
ученического
коллектива,
характеризующегося
здоровым
п с и хол о г и ч е с к и м
к л и матом ,
в ы с о к и м
м о р а л ь н ы м
у р о в н е м ,
коллективистскими общественными отношениями.
1.
Влияние
мастера
производственного
обучения
на
коллектив
Педагоги, мастера производственного обучения, прежде всего, несут
ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в
коллективе.
Мастера
производственного
обучения
не
несут
прямой
ответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников.
Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения –
очень
важный
момент
жизни
коллектива:
они
оказывают
достаточно
сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в
характеристику
которого
входят
личные
взаимоотношения
членов
коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, также
должен регулироваться как в общих интересах, так и в интересах каждого
ученика. Эту задачу обычно берут на себя лидеры, в роли которых могут
выступать официальные руководители, если они обладают достаточным
неформальным авторитетом.
3
Психологическое изучение лидерства и сравнительное исследование
требований,
предъявляемых
к
мастерам
производственного
обучения
и
лидерам в коллективе, указывают на большие различия в знаниях, умениях,
формах поведения и способах воздействия на людей, которыми пользуются
хорошие мастера производственного обучения и неформальные лидеры.
Мастер
производственного
обучения
должен
всегда
быть,
безусловно
объективным
человеком,
одинаково
относиться
ко
всем
учащимся
независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,
должен быть, напротив, субъективным (в хорошем смысле этого слова)
человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристрастно относиться к
учащимся, близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и
переживать.
Только при хорошем личном отношении к людям можно стать для них
лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.
Далеко не все мастера, достаточно успешно справляются с функциями
руководителя, обладают теми качествами, знаниями и навыками, которые
необходимы хорошему лидеру. Очень часто человек успешно руководящий
коллективом, лидером не является.
Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства
в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.
2.
Пути формирования коллектива учебной группы
Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в
правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание
молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать
свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед
коллективом,
с
поступками
и
желаниями
товарищей.
Общие
цели
определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная
черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому
предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.
4
Основой
общеучилищного
коллектива
учащихся
является
учебная
группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в
решении
воспитательных
задач,
в
то
же
время
является
для
учащихся
большой школой формирования навыков коллективного труда.
Учебные задания профтехобразования комплектуются из выпускников
средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в училища из разных
школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных
учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и,
прежде всего, мастерам производственного обучения приходится проводить
большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения
состава группы, индивидуальных особенностей учащихся.
Многие
мастера
изучают
индивидуальные
особенности
своих
будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д.
Ушинского:
«Если
педагогика
хочет
воспитать
человека
во
всех
отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».
Первым источником сведений об учащихся служит его небольшое
дело – анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая
личные
дела,
мастер
имеет
возможность
получить
первоначальное
представление
о
составе
группы
и
решить,
кому
в
первую
очередь
необходимо
уделить
внимание,
найти
из
числа
учащихся
наиболее
способных и активных.
Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой
встрече
нужно
готовиться,
как
к
экзамену,
т.к.
настроение
учащегося,
желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об училище,
профессии, мастере. В этот день следует рассказать учащимся об истории
училища, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед
новичками
условия,
без
выполнения
которых
нельзя
успешно
изучить
профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения,
борьба
за
знания,
а
не
за
оценки,
добросовестное
выполнение
общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.
5
Первые уроки с учащимися старших курсов также следует начинать с
таких
же
направляющих
и
предупреждающих
бесед,
групповых
и
родительских собраний.
При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить
специальную
анкету,
в
которой
кроме
обычных
анкетных
есть
такие
вопросы,
как
средний
заработок
членов
семьи,
любимое
занятие,
служебный телефон родителей, домашний телефон, фамилии товарищей,
которые учатся в училище и живут рядом.
Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские
собрания, которые рекомендуется проводить до начала учебного года. На
этих собраниях мастер узнает от родителей об особенностях их детей.
Как правило, перед началом учебного года в мастерских училища и
учебных комбинатах проводится большая работа по наведению общего
порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует
привлекать, прежде всего, учащихся нового набора.
Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой
прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об учащемся больше,
чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает
учащимся
проявить
свои
таланты.
В
походе
проверяется
и
физическая
закалка учащихся, спортивные и художественные способности.
В последние годы многие учебные заведения до начала учебного года
участвуют в уборке урожая. Работу в подшефном колхозе следует также
использовать как средство изучения ребят, воспитания у них сознательного
отношения
к
общественному
труду.
В
результате
проведения
перечисленных
мероприятий
у
мастера
складывается
определенное
предварительное впечатление об учащемся. После этого можно наметить
план
индивидуальной
работы
с
каждым
учащимся,
группой
в
целом,
приступить к формированию ученического коллектива и актива группы.
Хорошим средством формирования ученического коллектива является
внеклассная
работа.
В
неофициальной
обстановке
учащийся
порой
проявляет
черты
характера,
которые
можно
не
заметить
на
уроках.
6
Занимаясь внеклассной работой, мастер, несомненно, привлекает ребят к
себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся к
будущей профессии.
Важную
роль
в
формировании
ученического
коллектива
играет
правильное
распределение
общественных
поручений,
когда
каждый
учащийся группы имеет поручение. Мастер должен убедить учащихся в
том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они
вносят свой вклад в улучшение учебного процесса.
Общественное поручение можно подбирать учащемуся в зависимости
от его характера и организаторских способностей. Только после согласия
учащегося можно предложить группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового
общественного
мнения
в
коллективе,
чтобы
сами
учащиеся
могли
правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один
вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Актив с участием
мастера решает, кому присвоить звание «Лучший по профессии», кому
выдать в порядке поощрения билет в театр и т.д. Это поднимает авторитет
активистов
и
ставит
мастера
в
выгодные
условия
в
отношениях
с
учащимися.
Решающую роль в формировании ученического коллектива должны
играть общественные организации.
Большое внимание мастер должен уделять ученической профсоюзной
организации в группе. В первый месяц обучения необходимо провести
групповое
собрание,
на
котором
разъяснить
учащимся
значение
профессиональных
союзов.
В
первые
дни
обучения
надо
постараться
вовлечь всех учащихся в профсоюз и наладить в группе профсоюзную
работу.
Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа.
Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания
молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в
учебной
группе
непременно
скажется
на
спортивных
успехах
всего
7
училища и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей
стать сильной, ловкой, смелой и волевой.
Важным
средством
воспитательного
воздействия
и
формирования
коллектива
является
самоуправление.
Оно
может
принимать
различные
формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления.
Распространенной формой в училище является актив группы. В группе с
подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью
и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания
личности
содействует
воспитанию
воли,
самосознания,
чувства
долга,
возбуждает
стремление
совершенствовать
свои
качества,
осуществлять
работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.
В становлении коллектива важную роль играют героические традиции
рабочего класса. Конечная цель традиций – ввести деятельность нового
поколения
в
то
русло,
по
которому
развивалась
деятельность
старших
поколений. Традиция решает эту задачу через регламентацию духовных
качеств, необходимых для правильного, с точки зрения рабочего класса,
поведения в различных средах общественной и личной жизни.
3. Роль мастера производственного обучения в процессе обучения
и воспитания ученического коллектива
В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый
характер,
необходимо,
чтобы
современный
рабочий
был
подготовлен
к
нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими
знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В
решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ
– главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и
девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную
жизненную
позицию,
сформировать
личность
растущего
гражданина,
привить высокие морально-этические качества.
8
Глазами
своего
первого
наставника
смотрят
его
воспитанники
на
избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.
В средних профтехучилищах мастер одновременно как организатор,
воспитатель,
специалист
(инженерно-педагогический
работник)
и
руководитель
первичного
звена
–
ученической
группы.
Действуя,
как
специалист высокой квалификации, знающий свое дело мастер обучает
тому,
что
сам
умеет
хорошо
и
доброкачественно
делать,
передавая
учащимся свои знания и умения.
Ус п е ш н а я
р а б от а
ма с т е р а
в о
м н о гом
з а в и с и т
от
е г о
профессиональных
и
психолого-педагогических
знаний,
владения
методикой
обучения
и
воспитания,
способности
к
постоянному
совершенствованию, его личностных качеств.
Мастер
во
многом
решает
вопрос
создания
работоспособного
и
сплоченного
ученического
коллектива,
характеризующегося
здоровым
психологиче ским
климатом,
высоким
мора льным
у р о в н е м ,
коллективистскими общественными отношениями.
К.Д.
Ушинский
придавал
большое
значение
личности
педагога,
утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но
главнейшее
всегда
будет
зависеть
от
личности
непосредственно
воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на
молодую
душу,
составляет
ту
воспитательную
силу,
которую
нельзя
заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».
В общении с учащимися мастер вырабатывает свой педагогический
такт,
сущность
которого
состоит
в
установлении
отношений,
способствующих
развитию
личности
воспитанника
и
приводящих
в
движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна
из самых трудных задач педагогического мастерства.
Старший мастер училища обеспечивает организацию и проведение
производственного
обучения
и
производственной
практики,
учащихся
в
соответствии с требованиями учебных программ.
9
За
качество
обучения
и
воспитания,
будущих
молодых
квалифицированных
рабочих,
в
первую
очередь,
ответственны
преподаватели
и
мастера
производственного
обучения.
Их
основные
обязанности следующие:
-
вооружить
учащихся
прочными
и
глубокими
знаниями,
умениями
и
навыками;
-
проводить
учебную
работу
на
высоком
идейном
и
научном
уровне,
обеспечивать
выполнение
учебных
планов
и
программ,
вести
учет
успеваемости
учащихся,
организовывать
и
контролировать
их
самостоятельную работу в училище и дома;
-
осуществлять
идейно-политическое
воспитание
учащихся
во
время
занятий и во внеурочное время;
- оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;
- организация помощи общественным организациям учащихся;
- забота о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе учащихся;
- отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.
Решающую
роль
в
воспитании
у
учащихся
любви
к
профессии
принадлежит
мастеру.
Именно
он
должен
раскрыть
лучшие
стороны
профессии
так,
чтобы
учащиеся
увлеклись
ею,
тогда
будет
хороший
результат
и
в
обучении,
и
в
воспитании.
Важно,
чтобы
мастер
видел
малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности,
мог определить, какой результат труда для учащегося будет радостным
событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.
Как показывает опыт, мастеру всегда нужно помнить, что у каждого
учащегося свои, только ему присущие способности и возможности, а от них
и зависит успех обучения. Например, один учащийся за какое-то время
сделал 5 деталей, а другой за то же самое время – 10. У того и у другого
учащегося – это личные достижения, и мастеру очень важно это учитывать,
оценивая работу каждого в соответствии с его возможностями, особенно на
первых порах.
10
Если учащийся любит свою профессию, мастеру сравнительно легко
воспитать у него чувство ответственности, высокую организованность и
сознательную трудовую дисциплину, стремление к знаниям и постоянному
совершенствованию.
4.
Рекомендации
по
повышению
эффективности
воспитания
ученического коллектива
Важным
условием
повышения
эффективности
воспитательной
работы в группе является регулярное ведение мастером педагогического
дневника.
Планирование, учет, критический анализ удавшихся и неудавшихся
воспитательных
мероприятий
дает
возможность
мастеру
накопить
педагогический
опыт,
выработать
определенную
систему
в
воспитании
учащихся.
На
каждого
учащегося
группы
в
дневнике
отводится
отдельная
страничка,
где
мастер
записывает
его
поступки,
где
планируется
индивидуальная воспитательная работа.
Дневник, как зеркало, отражает жизнь коллектива группы в целом и
каждого учащегося в отдельности в течение всего периода обучения в
училище.
Важно,
чтобы
педагоги
средних
специальных
учебных
заведений
учитывали особенности и роль различных органов учебно-воспитательного
коллектива, направляли и формировали соответствующие отношения между
представителями тех или иных органов, помогали четко разграничивать
функции между ними и установить полное взаимопонимание и контакт.
Игнорирование и недооценка этого условия способствуют торможению в
развитии учебно-воспитательного коллектива.
С целью правильного формирования взаимоотношений состав органа
коллектива должен избираться самими учащимися, в противном случае
учащиеся воспринимают его как орган администрации учебного заведения.
11
Избранный орган коллектива с первых дней своего существования должен
активно действовать.
Важное место в учебной группе должна занять спортивная группа.
Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания
молодого
человека.
Мастеру
не
обязательно
быть
спортсменом,
чтобы
помочь учащимся наладить спортивную работу в группе. Любой мастер
может подготовить своих учащихся к участию в училищной спартакиаде,
мобилизовать на активную борьбу за спортивную честь своего коллектива.
Мастер должен помнить, что регулярные занятия физкультурой и спортом
нужны не столько для досуга учащихся, сколько для укрепления здоровья,
закаливания, сплочения ученического коллектива, воспитания дружбы и
товарищества.
Для
большего
повышения
эффективности
формирования
ученического коллектива мастеру производственного обучения необходимо
постоянное общение с учащимися, которое требует от него большого такта,
чуткости
и
справедливости
в
сочетании
с
высокой
требовательностью,
оптимизмом,
самообладанием
и
твердостью
в
реализации
решений.
Мастеру необходимо много времени уделять организационной работе вне
училища,
учащихся
более
организованных
и
способных
прикрепить
в
помощь отстающим. Мастеру следует постоянно совершенствовать свои
профессиональные
качества.
В
решении
каких-либо
вопросов
мастер
должен опираться на ученический коллектив. Но самым главным является
атмосфера доброжелательности, которая способствует раскрытию личности
учащихся и формированию индивидуальности. Все это дает возможность
создать прочный и устойчивый коллектив. В результате мастер чувствует
себя в коллективе нужным и необходимым человеком.
5.
Методические
рекомендации
мастеру
производственного
обучения
по
оптимизации
процесса
формирования
ученического
коллектива
12
Процесс формирования ученического коллектива и разработка его
содержания,
методов
и
средств
существенно
зависят
от
мастера
производственного
обучения.
Прежде
всего,
следует
выяснить
специфические особенности личности каждого члена коллектива.
Одним
из
наиболее
распространенных
методов
раскрытия
особенностей
личных
и
межличностных
отношений
в
группе
является
метод социометрический в двух его основных формах:
1)
метод
выбора
партнера
для
совместной
трудовой
или
учебной,
общественной или игровой деятельности, для отдыха и развлечений;
2)
метод
взаимной
оценки
по
5-7-бальной
системе
деловых,
интеллектуальных,
волевых,
нравственных
и
других
качеств
личности
каждого члена коллектива.
Быть хорошим мастером-воспитателем – это, значит, построить свою
жизнь так, чтобы она стала примером для ребят, первой и основной школой
нравственного воспитания.
Качество
работы
любого
учителя
зависит
от
его
работы
над
повышением своих общих и специальных знаний, идейно-теоретического
уровня,
от
совершенствования
педагогического
мастерства
и
профессиональной квалификации.
Мастер должен бережно относиться к тому, что волнует молодежь, не
огорчаться, а радоваться, когда ребята задают вопросы и не отделываться
общими фразами, а заинтересованно, аргументировано объяснять. На одни
вопросы
отвечать
исчерпывающе,
а
на
другие
–
эскизно.
При
этом
рекомендует литературу для самостоятельно знакомства с проблемой. На
следующем занятии разговор продолжается на другой глубине, с большим
пониманием.
Мастеру производственного обучения необходимо повысить уровень
дружеских и альтруистических отношений в группе. Необходимо правильно
распределить
общественные
поручения
в
зависимости
от
характера
и
способностей
учащихся,
провести
групповое
собрание,
на
котором
13
разъяснить,
что,
выполняя
какую–либо
работу,
они
вносят
вклад
в
улучшение учебного процесса.
Хорошим средством формирования ученического коллектива является
внеклассная
работа.
В
неофициальной
обстановке
учащиеся
порой
проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках.
Д л я
п е д а го г а
од и н а ко в о
ва ж н о
п р и в и т ь
у ч а щ и м с я
и
профессиональные
навыки,
и
педагогическую
жажду
познания
мира,
чувство неудовлетворенности своими знаниями, успехами.
Опытные
преподаватели
дают
учащимся
не
только
знания.
Они,
прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают
сознательное, творческое отношение к работе, которое в будущем станет
основой их деятельности на производстве.
Деятельность руководителя в своей сущности творческая, поэтому
невозможно
дать
какие-либо
универсальные
рецепты
формирования
и
руководства любыми группами и коллективами. Но вместе с тем, искусство
воспитательного
воздействия
на
нее
требует
владения
навыками
организационной
работы
и
знаниями
основ
науки
общения,
основ
психологии, педагогики и этики.
6.
Факторы,
влияющие
на
формирование
ученического
коллектива в учебной группе
Анализируя
проведенную
работу
по
изучению
формирования
ученического коллектива и роли мастера производственного обучения в
этом
процессе,
можно
выделить
несколько
факторов,
оказывающих
наибольшее влияние на формирование ученического коллектива.
Первый,
с
моей
точки
зрения
самый
весомый
фактор,
это
профессионализм самого мастера производственного обучения, его навыки
общения с учащимися и их воспитания. Задача мастера производственного
обучения
со стоит
не
только
в
том,
чтобы
привить
навыки
профессиональной
деятельности
учащимся,
но
и
воспитать
в
них
14
общественно полезные качества. Поэтому мастер обязан изучить каждого
учащегося,
его
отношения
в
семье,
способность
взаимодействия
с
коллективом. Многое зависит от стиля управления руководителя. Так как в
группе учащихся встречаются самые разнообразные характеры, личности с
индивидуальными
качествами,
мастер
должен
умело
сочетать
типы
управления, в зависимости от того, с кем именно он работает.
Мастер
производственного
обучения
должен
быть,
безусловно,
объективным при работе с группой. Он же, должен пристрастно, относится
к учащимся, близко к сердцу принимать все их волнующее, сочувствовать и
переживать,
т.е.
быть
в
какой-то
мере
субъективным.
Мастер
производственного
обучения
должен
уметь
сочетать
профессионализм
педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческими качествами.
Второй,
немаловажный
фактор,
влияющий
на
формирование
ученического коллектива, является взаимоотношение в самой группе. Для
сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание в
ходе
проведения
олимпиад,
спортивных
состязаний
и
т.д.
Все
виды
совместной деятельности учащихся должны носить коллективный характер,
т.к. это позволяет формировать коллективистические принципы, укреплять
и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.
Актив группы, предложенный мастером и согласованный с группой,
весомый фактор, влияющий на формирование ученического коллектива.
15