Напоминание

РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ


Автор: Брызгалова Елена Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Рузаевское отделение ГБПОУ РМ "Саранский политехнический техникум"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Рузаевка
Наименование материала: доклад
Тема: РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДОКЛАД

РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В

ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

РАБОЧИХ

Разработала: Брызгалова Елена Александровна,

преподаватель специальных дисциплин ГБОУ РМ

«Саранский политехнический техникум»

Содержание

Введение

3

1. Влияние мастера производственного обучения на коллектив

4

2. Пути формирования коллектива учебной группы

5

3. Роль мастера производственного обучения в процессе обучения

и воспитания ученического коллектива

9

4.

Рекомендации

по

повышению

эффективности

воспитания

ученического коллектива

11

5.

Методические

рекомендации

мастеру

производственного

обучения по оптимизации процесса формирования ученического

коллектива

13

6. Факторы, влияющие на формирование ученического коллектива

в учебной группе

15

Введение

Система

профессионально-технического

образования

прочно

утвердилась,

как

о сновная

форма

планомерной

п од го т о в к и

квалифицированных

рабочих

кадров

и

стала

высоким

фактором

формирования

политических,

моральных

качеств

рабочих.

Современные

профтехучилища

призваны

подготавливать

квалифицированных

рабочих,

способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического

процесса,

владеющих

смежными

профессиями,

способных

трудиться

в

бригадах

и

быстро

адаптироваться

на

предприятиях

в

процессе

производства.

Ведущая роль в совершенствовании системы профтехобразования и

ускорении

учебно-воспитательного

процесса

принадлежит

мастерам

производственного

обучения,

первым

поставщикам

рабочей

смены.

Характерные

черты

большинства

из

них

компетентность

и

высокий

профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать

и воспитывать учащихся, вести за собой ученический коллектив. Мастерам

2

производственного

обучения

крайне

важно

и

полезно

систематически

обращаться к научной литературе по педагогике, психологии.

Необходимо,

чтобы

современный

рабочий

обладал

глубокими

знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В

решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ

– главным поставщикам рабочей смены. Они призваны передать юношам и

девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию,

сформировать личность, привить высокие морально-этические качества.

Мастер

во

многом

решает

вопрос

создания

работоспособного

и

сплоченного

ученического

коллектива,

характеризующегося

здоровым

п с и хол о г и ч е с к и м

к л и матом ,

в ы с о к и м

м о р а л ь н ы м

у р о в н е м ,

коллективистскими общественными отношениями.

1.

Влияние

мастера

производственного

обучения

на

коллектив

Педагоги, мастера производственного обучения, прежде всего, несут

ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в

коллективе.

Мастера

производственного

обучения

не

несут

прямой

ответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников.

Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения –

очень

важный

момент

жизни

коллектива:

они

оказывают

достаточно

сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в

характеристику

которого

входят

личные

взаимоотношения

членов

коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, также

должен регулироваться как в общих интересах, так и в интересах каждого

ученика. Эту задачу обычно берут на себя лидеры, в роли которых могут

выступать официальные руководители, если они обладают достаточным

неформальным авторитетом.

3

Психологическое изучение лидерства и сравнительное исследование

требований,

предъявляемых

к

мастерам

производственного

обучения

и

лидерам в коллективе, указывают на большие различия в знаниях, умениях,

формах поведения и способах воздействия на людей, которыми пользуются

хорошие мастера производственного обучения и неформальные лидеры.

Мастер

производственного

обучения

должен

всегда

быть,

безусловно

объективным

человеком,

одинаково

относиться

ко

всем

учащимся

независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,

должен быть, напротив, субъективным (в хорошем смысле этого слова)

человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристрастно относиться к

учащимся, близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и

переживать.

Только при хорошем личном отношении к людям можно стать для них

лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.

Далеко не все мастера, достаточно успешно справляются с функциями

руководителя, обладают теми качествами, знаниями и навыками, которые

необходимы хорошему лидеру. Очень часто человек успешно руководящий

коллективом, лидером не является.

Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства

в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.

2.

Пути формирования коллектива учебной группы

Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в

правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание

молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать

свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед

коллективом,

с

поступками

и

желаниями

товарищей.

Общие

цели

определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная

черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому

предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.

4

Основой

общеучилищного

коллектива

учащихся

является

учебная

группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в

решении

воспитательных

задач,

в

то

же

время

является

для

учащихся

большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные задания профтехобразования комплектуются из выпускников

средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в училища из разных

школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных

учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и,

прежде всего, мастерам производственного обучения приходится проводить

большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения

состава группы, индивидуальных особенностей учащихся.

Многие

мастера

изучают

индивидуальные

особенности

своих

будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д.

Ушинского:

«Если

педагогика

хочет

воспитать

человека

во

всех

отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Первым источником сведений об учащихся служит его небольшое

дело – анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая

личные

дела,

мастер

имеет

возможность

получить

первоначальное

представление

о

составе

группы

и

решить,

кому

в

первую

очередь

необходимо

уделить

внимание,

найти

из

числа

учащихся

наиболее

способных и активных.

Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой

встрече

нужно

готовиться,

как

к

экзамену,

т.к.

настроение

учащегося,

желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об училище,

профессии, мастере. В этот день следует рассказать учащимся об истории

училища, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед

новичками

условия,

без

выполнения

которых

нельзя

успешно

изучить

профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения,

борьба

за

знания,

а

не

за

оценки,

добросовестное

выполнение

общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.

5

Первые уроки с учащимися старших курсов также следует начинать с

таких

же

направляющих

и

предупреждающих

бесед,

групповых

и

родительских собраний.

При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить

специальную

анкету,

в

которой

кроме

обычных

анкетных

есть

такие

вопросы,

как

средний

заработок

членов

семьи,

любимое

занятие,

служебный телефон родителей, домашний телефон, фамилии товарищей,

которые учатся в училище и живут рядом.

Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские

собрания, которые рекомендуется проводить до начала учебного года. На

этих собраниях мастер узнает от родителей об особенностях их детей.

Как правило, перед началом учебного года в мастерских училища и

учебных комбинатах проводится большая работа по наведению общего

порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует

привлекать, прежде всего, учащихся нового набора.

Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой

прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об учащемся больше,

чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает

учащимся

проявить

свои

таланты.

В

походе

проверяется

и

физическая

закалка учащихся, спортивные и художественные способности.

В последние годы многие учебные заведения до начала учебного года

участвуют в уборке урожая. Работу в подшефном колхозе следует также

использовать как средство изучения ребят, воспитания у них сознательного

отношения

к

общественному

труду.

В

результате

проведения

перечисленных

мероприятий

у

мастера

складывается

определенное

предварительное впечатление об учащемся. После этого можно наметить

план

индивидуальной

работы

с

каждым

учащимся,

группой

в

целом,

приступить к формированию ученического коллектива и актива группы.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является

внеклассная

работа.

В

неофициальной

обстановке

учащийся

порой

проявляет

черты

характера,

которые

можно

не

заметить

на

уроках.

6

Занимаясь внеклассной работой, мастер, несомненно, привлекает ребят к

себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся к

будущей профессии.

Важную

роль

в

формировании

ученического

коллектива

играет

правильное

распределение

общественных

поручений,

когда

каждый

учащийся группы имеет поручение. Мастер должен убедить учащихся в

том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они

вносят свой вклад в улучшение учебного процесса.

Общественное поручение можно подбирать учащемуся в зависимости

от его характера и организаторских способностей. Только после согласия

учащегося можно предложить группе закрепить за ним поручение.

Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового

общественного

мнения

в

коллективе,

чтобы

сами

учащиеся

могли

правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один

вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Актив с участием

мастера решает, кому присвоить звание «Лучший по профессии», кому

выдать в порядке поощрения билет в театр и т.д. Это поднимает авторитет

активистов

и

ставит

мастера

в

выгодные

условия

в

отношениях

с

учащимися.

Решающую роль в формировании ученического коллектива должны

играть общественные организации.

Большое внимание мастер должен уделять ученической профсоюзной

организации в группе. В первый месяц обучения необходимо провести

групповое

собрание,

на

котором

разъяснить

учащимся

значение

профессиональных

союзов.

В

первые

дни

обучения

надо

постараться

вовлечь всех учащихся в профсоюз и наладить в группе профсоюзную

работу.

Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа.

Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания

молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в

учебной

группе

непременно

скажется

на

спортивных

успехах

всего

7

училища и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей

стать сильной, ловкой, смелой и волевой.

Важным

средством

воспитательного

воздействия

и

формирования

коллектива

является

самоуправление.

Оно

может

принимать

различные

формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления.

Распространенной формой в училище является актив группы. В группе с

подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью

и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания

личности

содействует

воспитанию

воли,

самосознания,

чувства

долга,

возбуждает

стремление

совершенствовать

свои

качества,

осуществлять

работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.

В становлении коллектива важную роль играют героические традиции

рабочего класса. Конечная цель традиций – ввести деятельность нового

поколения

в

то

русло,

по

которому

развивалась

деятельность

старших

поколений. Традиция решает эту задачу через регламентацию духовных

качеств, необходимых для правильного, с точки зрения рабочего класса,

поведения в различных средах общественной и личной жизни.

3. Роль мастера производственного обучения в процессе обучения

и воспитания ученического коллектива

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый

характер,

необходимо,

чтобы

современный

рабочий

был

подготовлен

к

нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими

знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В

решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ

– главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и

девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную

жизненную

позицию,

сформировать

личность

растущего

гражданина,

привить высокие морально-этические качества.

8

Глазами

своего

первого

наставника

смотрят

его

воспитанники

на

избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.

В средних профтехучилищах мастер одновременно как организатор,

воспитатель,

специалист

(инженерно-педагогический

работник)

и

руководитель

первичного

звена

ученической

группы.

Действуя,

как

специалист высокой квалификации, знающий свое дело мастер обучает

тому,

что

сам

умеет

хорошо

и

доброкачественно

делать,

передавая

учащимся свои знания и умения.

Ус п е ш н а я

р а б от а

ма с т е р а

в о

м н о гом

з а в и с и т

от

е г о

профессиональных

и

психолого-педагогических

знаний,

владения

методикой

обучения

и

воспитания,

способности

к

постоянному

совершенствованию, его личностных качеств.

Мастер

во

многом

решает

вопрос

создания

работоспособного

и

сплоченного

ученического

коллектива,

характеризующегося

здоровым

психологиче ским

климатом,

высоким

мора льным

у р о в н е м ,

коллективистскими общественными отношениями.

К.Д.

Ушинский

придавал

большое

значение

личности

педагога,

утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но

главнейшее

всегда

будет

зависеть

от

личности

непосредственно

воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на

молодую

душу,

составляет

ту

воспитательную

силу,

которую

нельзя

заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».

В общении с учащимися мастер вырабатывает свой педагогический

такт,

сущность

которого

состоит

в

установлении

отношений,

способствующих

развитию

личности

воспитанника

и

приводящих

в

движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна

из самых трудных задач педагогического мастерства.

Старший мастер училища обеспечивает организацию и проведение

производственного

обучения

и

производственной

практики,

учащихся

в

соответствии с требованиями учебных программ.

9

За

качество

обучения

и

воспитания,

будущих

молодых

квалифицированных

рабочих,

в

первую

очередь,

ответственны

преподаватели

и

мастера

производственного

обучения.

Их

основные

обязанности следующие:

-

вооружить

учащихся

прочными

и

глубокими

знаниями,

умениями

и

навыками;

-

проводить

учебную

работу

на

высоком

идейном

и

научном

уровне,

обеспечивать

выполнение

учебных

планов

и

программ,

вести

учет

успеваемости

учащихся,

организовывать

и

контролировать

их

самостоятельную работу в училище и дома;

-

осуществлять

идейно-политическое

воспитание

учащихся

во

время

занятий и во внеурочное время;

- оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;

- организация помощи общественным организациям учащихся;

- забота о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе учащихся;

- отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.

Решающую

роль

в

воспитании

у

учащихся

любви

к

профессии

принадлежит

мастеру.

Именно

он

должен

раскрыть

лучшие

стороны

профессии

так,

чтобы

учащиеся

увлеклись

ею,

тогда

будет

хороший

результат

и

в

обучении,

и

в

воспитании.

Важно,

чтобы

мастер

видел

малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности,

мог определить, какой результат труда для учащегося будет радостным

событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.

Как показывает опыт, мастеру всегда нужно помнить, что у каждого

учащегося свои, только ему присущие способности и возможности, а от них

и зависит успех обучения. Например, один учащийся за какое-то время

сделал 5 деталей, а другой за то же самое время – 10. У того и у другого

учащегося – это личные достижения, и мастеру очень важно это учитывать,

оценивая работу каждого в соответствии с его возможностями, особенно на

первых порах.

10

Если учащийся любит свою профессию, мастеру сравнительно легко

воспитать у него чувство ответственности, высокую организованность и

сознательную трудовую дисциплину, стремление к знаниям и постоянному

совершенствованию.

4.

Рекомендации

по

повышению

эффективности

воспитания

ученического коллектива

Важным

условием

повышения

эффективности

воспитательной

работы в группе является регулярное ведение мастером педагогического

дневника.

Планирование, учет, критический анализ удавшихся и неудавшихся

воспитательных

мероприятий

дает

возможность

мастеру

накопить

педагогический

опыт,

выработать

определенную

систему

в

воспитании

учащихся.

На

каждого

учащегося

группы

в

дневнике

отводится

отдельная

страничка,

где

мастер

записывает

его

поступки,

где

планируется

индивидуальная воспитательная работа.

Дневник, как зеркало, отражает жизнь коллектива группы в целом и

каждого учащегося в отдельности в течение всего периода обучения в

училище.

Важно,

чтобы

педагоги

средних

специальных

учебных

заведений

учитывали особенности и роль различных органов учебно-воспитательного

коллектива, направляли и формировали соответствующие отношения между

представителями тех или иных органов, помогали четко разграничивать

функции между ними и установить полное взаимопонимание и контакт.

Игнорирование и недооценка этого условия способствуют торможению в

развитии учебно-воспитательного коллектива.

С целью правильного формирования взаимоотношений состав органа

коллектива должен избираться самими учащимися, в противном случае

учащиеся воспринимают его как орган администрации учебного заведения.

11

Избранный орган коллектива с первых дней своего существования должен

активно действовать.

Важное место в учебной группе должна занять спортивная группа.

Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания

молодого

человека.

Мастеру

не

обязательно

быть

спортсменом,

чтобы

помочь учащимся наладить спортивную работу в группе. Любой мастер

может подготовить своих учащихся к участию в училищной спартакиаде,

мобилизовать на активную борьбу за спортивную честь своего коллектива.

Мастер должен помнить, что регулярные занятия физкультурой и спортом

нужны не столько для досуга учащихся, сколько для укрепления здоровья,

закаливания, сплочения ученического коллектива, воспитания дружбы и

товарищества.

Для

большего

повышения

эффективности

формирования

ученического коллектива мастеру производственного обучения необходимо

постоянное общение с учащимися, которое требует от него большого такта,

чуткости

и

справедливости

в

сочетании

с

высокой

требовательностью,

оптимизмом,

самообладанием

и

твердостью

в

реализации

решений.

Мастеру необходимо много времени уделять организационной работе вне

училища,

учащихся

более

организованных

и

способных

прикрепить

в

помощь отстающим. Мастеру следует постоянно совершенствовать свои

профессиональные

качества.

В

решении

каких-либо

вопросов

мастер

должен опираться на ученический коллектив. Но самым главным является

атмосфера доброжелательности, которая способствует раскрытию личности

учащихся и формированию индивидуальности. Все это дает возможность

создать прочный и устойчивый коллектив. В результате мастер чувствует

себя в коллективе нужным и необходимым человеком.

5.

Методические

рекомендации

мастеру

производственного

обучения

по

оптимизации

процесса

формирования

ученического

коллектива

12

Процесс формирования ученического коллектива и разработка его

содержания,

методов

и

средств

существенно

зависят

от

мастера

производственного

обучения.

Прежде

всего,

следует

выяснить

специфические особенности личности каждого члена коллектива.

Одним

из

наиболее

распространенных

методов

раскрытия

особенностей

личных

и

межличностных

отношений

в

группе

является

метод социометрический в двух его основных формах:

1)

метод

выбора

партнера

для

совместной

трудовой

или

учебной,

общественной или игровой деятельности, для отдыха и развлечений;

2)

метод

взаимной

оценки

по

5-7-бальной

системе

деловых,

интеллектуальных,

волевых,

нравственных

и

других

качеств

личности

каждого члена коллектива.

Быть хорошим мастером-воспитателем – это, значит, построить свою

жизнь так, чтобы она стала примером для ребят, первой и основной школой

нравственного воспитания.

Качество

работы

любого

учителя

зависит

от

его

работы

над

повышением своих общих и специальных знаний, идейно-теоретического

уровня,

от

совершенствования

педагогического

мастерства

и

профессиональной квалификации.

Мастер должен бережно относиться к тому, что волнует молодежь, не

огорчаться, а радоваться, когда ребята задают вопросы и не отделываться

общими фразами, а заинтересованно, аргументировано объяснять. На одни

вопросы

отвечать

исчерпывающе,

а

на

другие

эскизно.

При

этом

рекомендует литературу для самостоятельно знакомства с проблемой. На

следующем занятии разговор продолжается на другой глубине, с большим

пониманием.

Мастеру производственного обучения необходимо повысить уровень

дружеских и альтруистических отношений в группе. Необходимо правильно

распределить

общественные

поручения

в

зависимости

от

характера

и

способностей

учащихся,

провести

групповое

собрание,

на

котором

13

разъяснить,

что,

выполняя

какую–либо

работу,

они

вносят

вклад

в

улучшение учебного процесса.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является

внеклассная

работа.

В

неофициальной

обстановке

учащиеся

порой

проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках.

Д л я

п е д а го г а

од и н а ко в о

ва ж н о

п р и в и т ь

у ч а щ и м с я

и

профессиональные

навыки,

и

педагогическую

жажду

познания

мира,

чувство неудовлетворенности своими знаниями, успехами.

Опытные

преподаватели

дают

учащимся

не

только

знания.

Они,

прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают

сознательное, творческое отношение к работе, которое в будущем станет

основой их деятельности на производстве.

Деятельность руководителя в своей сущности творческая, поэтому

невозможно

дать

какие-либо

универсальные

рецепты

формирования

и

руководства любыми группами и коллективами. Но вместе с тем, искусство

воспитательного

воздействия

на

нее

требует

владения

навыками

организационной

работы

и

знаниями

основ

науки

общения,

основ

психологии, педагогики и этики.

6.

Факторы,

влияющие

на

формирование

ученического

коллектива в учебной группе

Анализируя

проведенную

работу

по

изучению

формирования

ученического коллектива и роли мастера производственного обучения в

этом

процессе,

можно

выделить

несколько

факторов,

оказывающих

наибольшее влияние на формирование ученического коллектива.

Первый,

с

моей

точки

зрения

самый

весомый

фактор,

это

профессионализм самого мастера производственного обучения, его навыки

общения с учащимися и их воспитания. Задача мастера производственного

обучения

со стоит

не

только

в

том,

чтобы

привить

навыки

профессиональной

деятельности

учащимся,

но

и

воспитать

в

них

14

общественно полезные качества. Поэтому мастер обязан изучить каждого

учащегося,

его

отношения

в

семье,

способность

взаимодействия

с

коллективом. Многое зависит от стиля управления руководителя. Так как в

группе учащихся встречаются самые разнообразные характеры, личности с

индивидуальными

качествами,

мастер

должен

умело

сочетать

типы

управления, в зависимости от того, с кем именно он работает.

Мастер

производственного

обучения

должен

быть,

безусловно,

объективным при работе с группой. Он же, должен пристрастно, относится

к учащимся, близко к сердцу принимать все их волнующее, сочувствовать и

переживать,

т.е.

быть

в

какой-то

мере

субъективным.

Мастер

производственного

обучения

должен

уметь

сочетать

профессионализм

педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческими качествами.

Второй,

немаловажный

фактор,

влияющий

на

формирование

ученического коллектива, является взаимоотношение в самой группе. Для

сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание в

ходе

проведения

олимпиад,

спортивных

состязаний

и

т.д.

Все

виды

совместной деятельности учащихся должны носить коллективный характер,

т.к. это позволяет формировать коллективистические принципы, укреплять

и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.

Актив группы, предложенный мастером и согласованный с группой,

весомый фактор, влияющий на формирование ученического коллектива.

15



В раздел образования