Напоминание

Дифференцированный подход на уроках русского языка и литератруы


Автор: Киселёва Марина Геннадьевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления"
Населённый пункт: Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Дифференцированный подход на уроках русского языка и литератруы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дифференцированный подход

при обучении русскому языку и литературе

Будучи

учителем

русского

языка

и

литературы,

я

нахожусь

в

постоянном поиске. Как добиться успеваемости каждого обучающегося? Как

заинтересовать

всю

группу?

Ведь

в

преподавании

русского

языка

и

литературы особое значение приобретает развитие интереса к предмету у

каждого обучающегося.

Дифференцированное обучение на уроке можно осуществить, только

учитывая возможности каждого обучающегося. В любой учебной группе

присутствуют дети с разнообразными особенностями. Так, например, среди

них

всегда

найдутся

любящие

уроки

русского

языка

и

литературы,

безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного

языка,

обучающиеся

с

хорошими

и

слабыми

способностями

по

данным

предметам.

Что

же

такое дифференциация?

Это

форма

организации

учебной

деятельности

обучающихся,

при

которой

учитываются

их

склонности,

интересы, проявившиеся способности.

Дифференциация

в

переводе

с

латинского

означает

разделение,

расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация в среднем профессиональном образовании - это

создание

различий

между

частями

группами

образовательной

системы

(группа) с учетом одного или нескольких направлений.

Готовясь

к

уроку,

необходимо

учитывать

своеобразие

группы,

потенциальные

возможности

каждого

ученика,

стараться

находить

и

реализовать на уроках русского языка и литературы такие приемы, которые

дадут обучающимся ощущение самостоятельности, активного и творческого

участия

в

процессе

изучения

предметов.

Решающую

роль

играет

дифференциация

заданий

по

степени

оказания

помощи

обучающемуся

преподавателем

по

степени

самостоятельности

обучающихся

при

выполнении заданий. Это особенно важно для слабых обучающихся. Задачи

преподавателя – довести этих обучающихся до уровня средних, обучить их

приемам

умственной

деятельности.

Сильные

обучающиеся

нуждаются

в

заданиях

повышенной

трудности,

нестандартных

работах

творческого

характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои

учебные возможности. Для работы с сильными обучающимися на уроках

русского

языка

и

литературы

можно

использовать

следующие

формы

и

приемы:

1.

Держать обучающихся в “рабочей форме”, то есть увеличивать объем

работы по их возможностям, что обеспечивает занятость обучающихся

на уроке.

2.

Увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий:

выписать

слова

с

чередующимися

звуками,

однокоренные

слова

и

формы одного слова;

подобрать к слову синонимы и антонимы;

составить схему слов, предложений.

применять задания повышенной трудности:

самостоятельный

подбор

учащимися

дидактического

материала,

аналогичного упражнению учебника;

самостоятельный

подбор

учащимися

дополнительных

заданий;

творческие задания: сочинения – миниатюры, сочинения по данному

образцу.

На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо

на различных этапах урока.

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1-я

группа

выполняет

самостоятельно

работу,

получая

при

этом

различные творческие задания, например: разобрать слово по составу,

разобрать предложения по членам предложения, сделать фонетический

анализ слова, придумать свои слова на эту же орфограмму.

2-я группа и 3-я группа прорабатывает правила по опорным схемам,

затем

учащиеся

2

группы

выполняет

работу

самостоятельно,

а

учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по

опорным схемам.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу,

более “сильные” учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют

правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на

практике (работают все группы)

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и

умение применять усвоенный материал на практике.

1-я

группа.

Самостоятельная

работа

по

углублению

и

расширению

знаний,

требующей

не

только

тренировки,

но

и

применение

полученных

знаний

в

новой,

незнакомой

ситуации.

Учащиеся

не

должны тратить время и силы на ненужное повторение.

2-я группа и 3я-я группа. Вторичное объяснение нового материала по

основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным

схемам.

Учащиеся 3-й группы занимаются доработкой по объяснению нового

материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных

упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками

учебной работы.

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы.

Выполнение

самостоятельной

работы

1-й

группы

слушают

2-я

и

3-я

группы делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2-й

и 3-й группы.

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой

группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

VI этап. Словарная работа.

На мой взгляд, большую роль в дифференцированной подходе играет

взаимопроверка

словарных

диктантов,

1-й

группа

проверяет

работы

учащихся 2-й и 3-й группы, помощь в разборе ошибок допущенных в

диктантах 2-й и 3-й групп. Учащиеся 1-й и 2-й группы проверяют работы

более “сильных” учеников, при такой проверке учащиеся “слабых” групп

более

тщательно

проговаривают

слова

из

диктанта

и

лишний

раз

вспоминают и проговаривают то или иное правило.

VII

этап. Домашние

задание

задается

различной

сложности.

Более

“сильным” ученикам даются творческие задания, а ученикам из “слабых”

групп даются типовые задания выполненные на уроке.

Дифференцированный

подход

к

обучению

происходит

и

на

уроках

развития речи написания изложения и сочинения. После разбора всего

текста учащиеся 1-й группы приступают к работе самостоятельно, 2-й и 3-

й группы проводят более углубленный разбор текста, проговаривая более

точно предложения, затем учащиеся 2-й группы приступают к работе

самостоятельно. Учащиеся 3-й группы получают карточки – схемы или

карточки с наводящими вопросами.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе

обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового

материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать

познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно

поддерживать

интерес

к

предмету.

Эти

приемы

позволяют

дифференцированно

подходить

к

учащимся,

превратить

учеников

из

объектов обучения в субъекты.



В раздел образования