Напоминание

Практические занятия на уроках «Основы философии» в учреждениях среднего профессионального образования: из опыта работы


Автор: Борисова Елена Васильевна
Должность: преподаватель дисциплины "Основы философии"
Учебное заведение: ГАПОУ Уфимский топливно–энергетический колледж
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Практические занятия на уроках «Основы философии» в учреждениях среднего профессионального образования: из опыта работы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практические занятия на уроках «Основы философии» в учреждениях

среднего профессионального образования: из опыта работы

Борисова

Елена

Васильевна

-

п р е п од а ват е л ь

д и с ц и п л и н ы

«Основы

философии»

ГАПОУ

У ф и м с к и й

т о п л и в н о -

э н е р г е т и ч е с к и й

к о л л е д ж ,

Заслуженный учитель Республики

Башкортостан

В процессе освоения дисциплины «Основы философии» обучающиеся

должны

уметь обосновывать

свою

мировоззренческую

и

социальную

позицию, применять

полученные

знания

в

решении

будущих

профессиональных задач и социальных проблем. Во многом этому могут

помочь

компетенции и навыки, сформированные во время

практических

занятий.

Применение полученных

теоретических знаний на практике

обучающимися

целесообразно организовать посредством

выполнения

разноуровневых

заданий:

тестов,

логических

заданий

и

цепочек,

комплексных тестов, сочинений-эссе. Приведем примеры заданий.

1. Логическое задание

- Какая логическая ошибка юмористически обыгрывается в стихах :

«Потускнело зеркало- солнце померкло.

Лавка упала - земля задрожала.

Бабка чихнула - ветром подуло.

Снял дед кожушок - растаял снежок»?

2. Задание: дайте ответ и аргументируйте его

- Ксенофан написал строчки:

« Черными пишут богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их и русыми – пишут фракийцы…»

Каким идолом сознания, по Бэкону, можно окрестить эти заблуждения?

3.

Комплексное

задание

на

знание

фактического

материала

по

теме

«Античная философия»

Прочитайте текст, заполните пробелы.

В 1508 году Папа Юлий II пригласил известного художника …. (запишите

имя) для росписи помещения в Ватикане. Художник написал четыре фрески.

Среди них — «Афинская школа», в центре которой он расположил Платона и

его выдающегося ученика

…. (укажите имя философа) с характерными

жестами: Платон указывает пальцем вверх, а второй мыслитель показывает

на Землю, словно обводит рукой окружающий мир. Платон –основоположник

(назовите

философское

направление).

Ученик

не

разделял

взгляды

учителя, что нашло отражение в знаменитой фразе: «Платон мне друг, но …

(закончите афоризм).

4. Сочинение – эссе.

Эссе-

сочинение

философского

содержания,

в

котором

излагаются

собственные мысли автора, его опыт и его мнение по какому-либо вопросу.

Задания для сочинений-эссе:

1. Что означает библейская мудрость - « Не хлебом единым…». Как вы это

понимаете и согласны ли с этим? Чем еще жив человек, кроме хлеба?

2.

Великий

античный

мыслитель

Аристотель

говорил:

«

Философия

начинается с удивления». Верна ли эта мысль ? Что из недавно прочитанного

вызвало у вас удивление?

Можно ли найти в этом источнике ( тексте)

основания для удивления?

3.

Древнегреческий философ Гераклит

(ок. 535- 75гг. до н.э.) сказал:

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Что имел в виду философ?

Справедливо

ли

выражение

для

характеристики

нашей

жизни?

Действительно ли в ней все постоянно меняется ?

4. Что означает надпись на храме бога Аполлона: «Познай самого себя»?

Почему

Сократ,

увидев

это

изречение,

обратился

от

натурфилософии

к

философии человека?

5. Суть учения Конфуция кратко содержится в его ответе царю государства

Ци Цзин-чуну на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал:

«Государь должен быть государем, сановник -сановником, отец -отцом, сын

-сыном». Как можно охарактеризовать мировоззренческую установку и

слова мыслителя?

6.

Приговоренный Афинским судом к смерти, Сократ произнес: «Лучше

мужественно умереть, чем жить в позоре», а в заключительной речи сказал :

«Люди Афин, я уважаю вас и люблю; но я предпочитаю слушаться истины, а

не

вас,

и

пока

у

меня

есть

жизнь

и

здоровье,

я

никогда

не

перестану

заниматься философией и учить философии». Как вы оцениваете поступок

Сократа? Варианты ответа:

- восхищен его мужеством;

- не стоило отдавать свою жизнь толпе;

- считаю, что самоубийство не допустимо;

- свой вариант.

7. «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать»

Это строчка средневекового итальянского богослова и философа Ансельма

(епископа Кентербери). Объясните смысл фразы. Что стоит для автора на

первом месте - вера или понимание ?

8. Испанский мыслитель Ортега -и- Гасет писал: «Философия не наука, ибо

она нечто большее» Каково ваше отношение к этому высказыванию? Чему

вы отдаете предпочтение - науке или философии?

9.

Французский

философ – экзистенциалист Ж.П. Сартр сформулировал

свой категорический императив, отличный от

кантовского так: пользуйся

своей свободой, чтобы быть самим собой. Что хотел этим сказать известный

писатель и мыслитель 20 века? Согласны ли вы с такой позицией? Что вам

известно о Сартре и его взглядах?

10. Может ли компьютер превзойти человека в мышлении? И изменится ли

человеческий разум от соседства с компьютером?

По программе дисциплины « Основы философии» предполагается

выполнение практических работ по темам, предложенным разработчиками

курса. Практика показывает, что целесообразно предлагать обучающимся

работу,

в

которой

сочетаются

разнообразные

формы

и

виды

заданий.

Приведем пример одной из них.

Практическая работа

Тема: Философия Нового времени

Задание 1. Завершите определение соответствующим понятием

1. Философское направление, объединяющее учения, которые рассматривают

разум, мышление, рассудок исходным пунктом философского анализа -…

2.Философская позиция, согласно которой все знание выводится из опыта- …

3. Философское направление, отдающее первенство в процессе познания

органам чувств -…

4. Философское учение о познании-…

5.

Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью

непознаваем-…

Задание 2. Соотнесите понятия и имена

1. рационализм

2. сенсуализм

3. эмпиризм

4. агностицизм

а) Д.Юм; б) Р. Декарт; в) Фр. Бэкон; г) Беркли

Задание 3. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:

1. Знание – сила!

2. Душа человека – чистая доска

3. Я мыслю, следовательно, я существую

4. Мир- это всего лишь комплекс моих ощущений

( Спиноза, Лейбниц, Декарт, Беркли, Дж. Локк, Гоббс, Фр. Бэкон)

Задание 4. Вставьте необходимые понятия

Английский мыслитель, Лорд-канцлер при короле Якове 1… (укажите имя

мыслителя), основатель опытной науки (назовите термин) Нового времени.

Именно он сумел кратко выразить

одну из основополагающих заповедей

нового мышления: «Знание -…»

(закончите

фразу).

Он считал, что

человеку в процессе познания мешают заблуждения или

ложные идеи

(укажите, как еще называл их автор)

Задание 5. Прочитайте текст, ответьте на вопросы, формулируя развёрнутый

ответ в виде сочинения-эссе.

Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи этого

мыслителя, получили название картезианство (от латинской формы его имени

-Картезий). Широко известно его высказывание: « Я мыслю, следовательно,

я существую»

1.

Назовите имя этого философа

2.

Родоначальником

какого

направления

в

философии

является

этот

мыслитель?

3.

Что означает его знаменитый афоризм?

Инструкция к практической работе

Тема: «Философия Нового времени»

1. В задании приведены определения основных понятий по указанной теме.

При помощи учебников,

философских

словарей

заполнить

пробел.

Например, философская категория для обозначения всего сущего - …

Ответ: философская категория для обозначения всего сущего - бытие

2. В задании под цифрами приведены названия философских направлений,

позиций.

Их

необходимо

соотнести

с

именами

мыслителей,

которые

выражали

эти

позиции

в

указанную

эпоху.

Например,

рационализм-

Лейбниц

3. В задании приведены высказывания мыслителей эпохи Нового времени.

Их необходимо соотнести с именами авторов. Например, «Нет ничего в

интеллекте, чего бы не было в опыте» - Дж. Локк

4.

В задании

необходимо вставить имя философа,

термин,

закончить

известный афоризм и указать понятие, которым пользовался автор теории

познания эпохи Нового времени.

5.

Эссе-

сочинение

философского

содержания.

Прочитайте

и

проанализируйте

текст, напишите

сочинение-размышление с опорой на

предложенные вопросы.

Эссе — это сочинение

небольшого (по объему) размера, изложенное в

свободной форме. В эссе излагаются собственные мысли автора, его опыт и

его мнение по какому-либо вопросу или предмету, не претендующие на

полную

истину

или

определение.

Слово

«эссе»

пришло

к

нам

из

французского и означает: опыт, попытка, набросок, очерк. По литературному

жанру

можно выделить несколько

видов: миниатюра, заметка, рецензия,

письмо и др. В основе эссе лежит авторское мнение или наблюдение.

Написание эссе должно начинаться с некоторых важных аспектов:

1. Стиль изложения эссе должен быть подкреплен собственными эмоциями,

мнением и виденьем автора;

2. Предмет материала должен быть четко обозначен. Во вступлении должен

быть поставлен вопрос или обращено внимание читателя на объект текста, в

заключении сделаны выводы по нему.

3. В абзацах сочинения должна быть правильная расстановка «вопроса –

ответа», а также гармоничные и плавные переходы между ними.

4.

Структура

эссе:

вступление,

тезисы

и

их

аргументы,

заключение.

Аргументировать поставленный вопрос, проблему или описываемый объект

нужно

историческими фактами, наблюдениями, цитатами из статей или

научных работ

Рекомендации по написанию эссе:

1. У эссе должен быть «говорящий» заголовок, раскрывающий суть вопроса.

2. Структура эссе: введение, тезис, аргумент, заключение. Тезисов может

быть любое количество (как и аргументов к ним).

3. Тезис может быть единственным и указан во вступлении.

4. Наполняйте текст эмоциями, используя средства речевой выразительности

(метафоры, эпитеты, обращения и др.).

5. Текст эссе рассчитан на читателя, который имеет представление о вопросе.

В инструкции можно указать время выполнения на задания,

учебную

литературу и источники, другую необходимую информацию.



В раздел образования