Автор: Борисова Елена Васильевна
Должность: преподаватель дисциплины "Основы философии"
Учебное заведение: ГАПОУ Уфимский топливно–энергетический колледж
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Практические занятия на уроках «Основы философии» в учреждениях среднего профессионального образования: из опыта работы
Раздел: среднее профессиональное
Практические занятия на уроках «Основы философии» в учреждениях
среднего профессионального образования: из опыта работы
Борисова
Елена
Васильевна
-
п р е п од а ват е л ь
д и с ц и п л и н ы
«Основы
философии»
ГАПОУ
У ф и м с к и й
т о п л и в н о -
э н е р г е т и ч е с к и й
к о л л е д ж ,
Заслуженный учитель Республики
Башкортостан
В процессе освоения дисциплины «Основы философии» обучающиеся
должны
уметь обосновывать
свою
мировоззренческую
и
социальную
позицию, применять
полученные
знания
в
решении
будущих
профессиональных задач и социальных проблем. Во многом этому могут
помочь
компетенции и навыки, сформированные во время
практических
занятий.
Применение полученных
теоретических знаний на практике
обучающимися
целесообразно организовать посредством
выполнения
разноуровневых
заданий:
тестов,
логических
заданий
и
цепочек,
комплексных тестов, сочинений-эссе. Приведем примеры заданий.
1. Логическое задание
- Какая логическая ошибка юмористически обыгрывается в стихах :
«Потускнело зеркало- солнце померкло.
Лавка упала - земля задрожала.
Бабка чихнула - ветром подуло.
Снял дед кожушок - растаял снежок»?
2. Задание: дайте ответ и аргументируйте его
- Ксенофан написал строчки:
« Черными пишут богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их и русыми – пишут фракийцы…»
Каким идолом сознания, по Бэкону, можно окрестить эти заблуждения?
3.
Комплексное
задание
на
знание
фактического
материала
по
теме
«Античная философия»
Прочитайте текст, заполните пробелы.
В 1508 году Папа Юлий II пригласил известного художника …. (запишите
имя) для росписи помещения в Ватикане. Художник написал четыре фрески.
Среди них — «Афинская школа», в центре которой он расположил Платона и
его выдающегося ученика
…. (укажите имя философа) с характерными
жестами: Платон указывает пальцем вверх, а второй мыслитель показывает
на Землю, словно обводит рукой окружающий мир. Платон –основоположник
…
(назовите
философское
направление).
Ученик
не
разделял
взгляды
учителя, что нашло отражение в знаменитой фразе: «Платон мне друг, но …
(закончите афоризм).
4. Сочинение – эссе.
Эссе-
сочинение
философского
содержания,
в
котором
излагаются
собственные мысли автора, его опыт и его мнение по какому-либо вопросу.
Задания для сочинений-эссе:
1. Что означает библейская мудрость - « Не хлебом единым…». Как вы это
понимаете и согласны ли с этим? Чем еще жив человек, кроме хлеба?
2.
Великий
античный
мыслитель
Аристотель
говорил:
«
Философия
начинается с удивления». Верна ли эта мысль ? Что из недавно прочитанного
вызвало у вас удивление?
Можно ли найти в этом источнике ( тексте)
основания для удивления?
3.
Древнегреческий философ Гераклит
(ок. 535- 75гг. до н.э.) сказал:
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Что имел в виду философ?
Справедливо
ли
выражение
для
характеристики
нашей
жизни?
Действительно ли в ней все постоянно меняется ?
4. Что означает надпись на храме бога Аполлона: «Познай самого себя»?
Почему
Сократ,
увидев
это
изречение,
обратился
от
натурфилософии
к
философии человека?
5. Суть учения Конфуция кратко содержится в его ответе царю государства
Ци Цзин-чуну на его вопрос, как управлять государством. Конфуций сказал:
«Государь должен быть государем, сановник -сановником, отец -отцом, сын
-сыном». Как можно охарактеризовать мировоззренческую установку и
слова мыслителя?
6.
Приговоренный Афинским судом к смерти, Сократ произнес: «Лучше
мужественно умереть, чем жить в позоре», а в заключительной речи сказал :
«Люди Афин, я уважаю вас и люблю; но я предпочитаю слушаться истины, а
не
вас,
и
пока
у
меня
есть
жизнь
и
здоровье,
я
никогда
не
перестану
заниматься философией и учить философии». Как вы оцениваете поступок
Сократа? Варианты ответа:
- восхищен его мужеством;
- не стоило отдавать свою жизнь толпе;
- считаю, что самоубийство не допустимо;
- свой вариант.
7. «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать»
Это строчка средневекового итальянского богослова и философа Ансельма
(епископа Кентербери). Объясните смысл фразы. Что стоит для автора на
первом месте - вера или понимание ?
8. Испанский мыслитель Ортега -и- Гасет писал: «Философия не наука, ибо
она нечто большее» Каково ваше отношение к этому высказыванию? Чему
вы отдаете предпочтение - науке или философии?
9.
Французский
философ – экзистенциалист Ж.П. Сартр сформулировал
свой категорический императив, отличный от
кантовского так: пользуйся
своей свободой, чтобы быть самим собой. Что хотел этим сказать известный
писатель и мыслитель 20 века? Согласны ли вы с такой позицией? Что вам
известно о Сартре и его взглядах?
10. Может ли компьютер превзойти человека в мышлении? И изменится ли
человеческий разум от соседства с компьютером?
По программе дисциплины « Основы философии» предполагается
выполнение практических работ по темам, предложенным разработчиками
курса. Практика показывает, что целесообразно предлагать обучающимся
работу,
в
которой
сочетаются
разнообразные
формы
и
виды
заданий.
Приведем пример одной из них.
Практическая работа
Тема: Философия Нового времени
Задание 1. Завершите определение соответствующим понятием
1. Философское направление, объединяющее учения, которые рассматривают
разум, мышление, рассудок исходным пунктом философского анализа -…
2.Философская позиция, согласно которой все знание выводится из опыта- …
3. Философское направление, отдающее первенство в процессе познания
органам чувств -…
4. Философское учение о познании-…
5.
Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью
непознаваем-…
Задание 2. Соотнесите понятия и имена
1. рационализм
2. сенсуализм
3. эмпиризм
4. агностицизм
а) Д.Юм; б) Р. Декарт; в) Фр. Бэкон; г) Беркли
Задание 3. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
1. Знание – сила!
2. Душа человека – чистая доска
3. Я мыслю, следовательно, я существую
4. Мир- это всего лишь комплекс моих ощущений
( Спиноза, Лейбниц, Декарт, Беркли, Дж. Локк, Гоббс, Фр. Бэкон)
Задание 4. Вставьте необходимые понятия
Английский мыслитель, Лорд-канцлер при короле Якове 1… (укажите имя
мыслителя), основатель опытной науки (назовите термин) Нового времени.
Именно он сумел кратко выразить
одну из основополагающих заповедей
нового мышления: «Знание -…»
(закончите
фразу).
Он считал, что
человеку в процессе познания мешают заблуждения или
ложные идеи
(укажите, как еще называл их автор)
Задание 5. Прочитайте текст, ответьте на вопросы, формулируя развёрнутый
ответ в виде сочинения-эссе.
Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи этого
мыслителя, получили название картезианство (от латинской формы его имени
-Картезий). Широко известно его высказывание: « Я мыслю, следовательно,
я существую»
1.
Назовите имя этого философа
2.
Родоначальником
какого
направления
в
философии
является
этот
мыслитель?
3.
Что означает его знаменитый афоризм?
Инструкция к практической работе
Тема: «Философия Нового времени»
1. В задании приведены определения основных понятий по указанной теме.
При помощи учебников,
философских
словарей
заполнить
пробел.
Например, философская категория для обозначения всего сущего - …
Ответ: философская категория для обозначения всего сущего - бытие
2. В задании под цифрами приведены названия философских направлений,
позиций.
Их
необходимо
соотнести
с
именами
мыслителей,
которые
выражали
эти
позиции
в
указанную
эпоху.
Например,
рационализм-
Лейбниц
3. В задании приведены высказывания мыслителей эпохи Нового времени.
Их необходимо соотнести с именами авторов. Например, «Нет ничего в
интеллекте, чего бы не было в опыте» - Дж. Локк
4.
В задании
необходимо вставить имя философа,
термин,
закончить
известный афоризм и указать понятие, которым пользовался автор теории
познания эпохи Нового времени.
5.
Эссе-
сочинение
философского
содержания.
Прочитайте
и
проанализируйте
текст, напишите
сочинение-размышление с опорой на
предложенные вопросы.
Эссе — это сочинение
небольшого (по объему) размера, изложенное в
свободной форме. В эссе излагаются собственные мысли автора, его опыт и
его мнение по какому-либо вопросу или предмету, не претендующие на
полную
истину
или
определение.
Слово
«эссе»
пришло
к
нам
из
французского и означает: опыт, попытка, набросок, очерк. По литературному
жанру
можно выделить несколько
видов: миниатюра, заметка, рецензия,
письмо и др. В основе эссе лежит авторское мнение или наблюдение.
Написание эссе должно начинаться с некоторых важных аспектов:
1. Стиль изложения эссе должен быть подкреплен собственными эмоциями,
мнением и виденьем автора;
2. Предмет материала должен быть четко обозначен. Во вступлении должен
быть поставлен вопрос или обращено внимание читателя на объект текста, в
заключении сделаны выводы по нему.
3. В абзацах сочинения должна быть правильная расстановка «вопроса –
ответа», а также гармоничные и плавные переходы между ними.
4.
Структура
эссе:
вступление,
тезисы
и
их
аргументы,
заключение.
Аргументировать поставленный вопрос, проблему или описываемый объект
нужно
историческими фактами, наблюдениями, цитатами из статей или
научных работ
Рекомендации по написанию эссе:
1. У эссе должен быть «говорящий» заголовок, раскрывающий суть вопроса.
2. Структура эссе: введение, тезис, аргумент, заключение. Тезисов может
быть любое количество (как и аргументов к ним).
3. Тезис может быть единственным и указан во вступлении.
4. Наполняйте текст эмоциями, используя средства речевой выразительности
(метафоры, эпитеты, обращения и др.).
5. Текст эссе рассчитан на читателя, который имеет представление о вопросе.
В инструкции можно указать время выполнения на задания,
учебную
литературу и источники, другую необходимую информацию.