Напоминание

"Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся"


Автор: Старовойт Светлана Александровна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: КГБПОУ "ВБМК" Владивостокский базовый медицинский колледж
Населённый пункт: город Партизанск
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся

1 Педагогический контроль: сущность и содержание понятия, виды

2 Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья

3 Педагогическое наблюдение

4 Хронометрирование и пульсометрия урока физической культуры и здоровья

Педагогический контроль: сущность и содержание понятия, виды

Педагогический

контроль

— это

система

мероприятий,

обеспечивающих

проверку

запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и

нагрузок []

Выделяют следующие виды педагогического контроля:

хронометрирование урока;

пульсометрия урока;

педагогический анализ урока;

педагогическое наблюдение;

педагогическое тестирование.

Термин

«педагогический»

в

данном

случае

подчеркивает,

что

контроль

осуществляется

педагогом-специалистом

(преподавателем,

тренером,

методистом)

соответственн о

е г о

профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен

квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического

опыта по профилю специальности.

Начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможно-

стей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач. Он осуществляется еще до

начала курса или очередного цикла занятий, будучи необходимой предпосылкой целесообразной

организации

педагогического

процесса,

в

том

числе

распределения

занимающихся

по

группам

соответственно индивидуальным возможностям и условиям конкретизации программы занятий.

Педагог

должен,

кроме

всего

прочего,

осуществлять

педагогический

самоконтроль,

т.е.

контролировать путем самонаблюдения, самоанализа и другими методами свои действия, поступки,

сообщения, указания и т. д., обращенные к воспитываемым и так или иначе влияющие на них.

Возможности совершенствования педагогического самоконтроля не исчерпаны, в настоящее

время

значительно

возрастают.

Один

из

путей

к

этому

использование

современной

информационной техники:

магнитофонов, видеомагнитофонов, другой аппаратуры, позволяющей

запечатлевать и в деталях воссоздавать для анализа картину поведения педагога.

Центральное место в контролировании специфических факторов физического воспитания ,

занимает контроль

двигательной деятельности

и

непосредственно

связанных

с

нею

взаимодействий воспитываемых. В целом деятельность и сопряженные с нею взаимодействия

занимающихся, контролируются в процессе физического воспитания в трех аспектах, 1) как

объект формирования и совершенствования, 2) как фактор, воздействующий на свойства

(функциональные возможности, качества, способности) самого субъекта деятельности, 3 ) как

то, в чем выражается общий эффект педагогически направленных воздействий.

К наиболее

разработанным разделам контроля в физическом воспитании относится контроль динамики

функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих

результатов физического воспитания.

Разумеется,

для

углубленного

контроля

состояния

систем

организма

недостаточно

педагогических методов. Поэтому педагогический контроль в физическом воспитании должен быть

тесно увязан с медико-биологическим контролем.

Виды педагогического контроля в процессе физического воспитания учащихся

Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен

для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная

квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового

учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого

контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта

в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.

Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению

очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка

лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность,

самочувствие, Ч.С.С и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать

динамику нагрузки на занятии.

Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающегося на

нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности

занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего

состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и

величины физических нагрузок в них.

Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном)

тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его

помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования

физических нагрузок в них.

Итоговый

контроль

проводится

в

конце

учебного

семестра(год)для

определения

успешного выполнения годового плана-графика учебного процесса, в степени решения поставленных

задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его

составляющих.

Данные

итогового

контроля

(состояние

здоровья

занимающихся,

успешность

выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов)

являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Медико-педагогический

контроль.

Все

учащиеся

подлежат

медицинскому

осмотру.

Не

прошедшего медицинский осмотр, к занятиям физическими упражнениями не допускаются. На

основании данных о состоянии здоровья и

физического развития, учащихся распределяют

для

занятий физической культурой

по группам

1 основную 2 подготовительную 3

специальную

медицинские группы и группы ЛФК.

Учащийся

основной

медицинской

группы

допускаются

к

занятиям

по

программе

физической культуры, в спортивных секциях и к участию в соревнованиях.

Учащиеся

подготовительной

медицинской

группы

занимаются

на

уроках

физической

культуры в составе основной группы при условии более строгого индивидуального подхода.

Учащиеся

специально

медицинской

группы

занимаются

физической

культурой

по

специальной программе 3 раза в неделю по 45 минут. В порядке исключения, там, где для таких

занятий нет условий, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской

группе, занимаются вместе со всеми учащимися по индивидуальным заданиям.

Временно

освобожденный

от

занятий,

физической

культуры,

допускаются

лишь

с

разрешение врача или другого медицинского работника.

Методы контроля.

В

практике

физического

воспитания

применяются

следующие

методы

контроля:

педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и

другие

соревнования,

простейшие

врачебные

методы

(измерение

ЖЕЛ

жизненной

емкости

легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики

физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Большую

информацию

преподаватель

получает

с

помощью

метода

педагогических

наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их

поведение,

проявление

интереса,

степень

внимания

(сосредоточенное,

рассеянное),

внешние

признаки

реакции

на

физическую

нагрузку

(изменение

дыхания,

цвета

и

выражения

лица,

координации движений, увеличение потливости и пр.).

Метод

опроса

представляет

возможность

получить

информацию

о

состоянии

занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после

занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения — это

результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в то же время помнить,

что они не всегда отражают истинные возможности занимающиго.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о

степени тренированности и уровня физической подготовленности занимающего. Они очень показа -

тельны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например,

если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают

содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Основным методом контроля

усвоения знаний, является устный опрос, требующий

ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания

(например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие);

3)

объяснения

(например,

биомеханических

закономерностей

конкретных

движений);

4)

по каза

вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов.

В

практике

физического

воспитания

применяется

письменный

опрос

с

помощью

программ

контроля

знаний

с

выборочными

вариантами

ответов

(программированный

контроль

знаний).

С

1996

г.

в

общеобразовательных

школах

введен

выпускной

экзамен

по

дисциплине

«Физическая культура» (по выбору учащихся).

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и

учитывать

состояние

здоровья

занимающихся,

уровень

их

физического

развития,

результаты

спортивной деятельности, прилежание, поведение.

К

учету

предъявляют

ряд

требований:

своевременность,

объективность,

точность

и

достоверность,

полнота,

простота

и

наглядность.

Различают

следующие

виды

учета:

предварительный

(до

начала

организации

педагогического

процесса),

текущий

(непрерывный

в

процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например,

учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного

материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и

норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.

Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы .

Значение

проводимой

преподавателем

работы

по

учету

не

сводится,

конечно,

к

формальной регистрации сведений для официального отчета. Эти данные должны подвергаться

систематическому

анализу,

творческому

осмыслению

и

обобщению,

использоваться

в

будущей

работе.

Именно

на

такой

основе

внедрения

нового

возможны

постоянное

улучшение

качества

учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики.

Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья

О качестве урока судят, прежде всего по показателям выполнения решаемых в нем задач,

оценивая

факт

их

реализации

согласно

установленным

критериям.

Одного

этого,

однако,

недостаточно, чтобы углубленно разобраться в сильных и слабых моментах урока, в его достоинствах

и несовершенствах, сделать выводы, имеющие прикладно-педагогическое значение. Для осмысления

его в таком аспекте необходим тщательный анализ проделанного в нем. При этом как действия

ведущего урок, так и поведение занимающего надо сопоставлять с результативными показателями.

Обязательная

предпосылка

и

условие

серьезного

анализа

урока

тщательный

оперативно-текущий контроль происходящего в процессе урока и непосредственных последствий с

регистрацией

и

обработкой

данных,

нужных

для

объективной

оценки

определяющих

черт

его

содержания и структуры. Без этих контрольно-аналитических операций не мыслится полноценная

деятельность специалиста физического воспитания.

Трудности

вытекают

из

того,

что

преподаватель

далеко

не

всегда

располагает

достаточными возможностями, чтобы по ходу построения урока в полной мере проконтролировать и

проанализировать

все

происходящее

в

нем.

Этому

препятствует

как

сложность

самого

педагогического

процесса

;

его

многогранность,

динамичность,

необходимость

распределения

внимания на множество объектов, особенно когда группа занимающихся велика. Также есть и другие

причины; недостаточная оснащенность педагогического процесса, обработки и анализа контрольной

информации.

Поэтому

детальный

анализ

урока

приходится

вести

в

большей

мере

после

его

завершения на основе учетных материалов, получаемых путем регистрарегистрации относящихся к

нему фактических данных.

Схема анализа урока по физической культуре.

1

Подготовка

к

уроку.

Санитарно-гигиеническое

состояние

места

занятий,

снарядов,

инвентаря. Наличие инвентаря в соответствии с количеством учащихся. Готовность учащихся к

уроку, их одежда, обувь.

2 Проведение урока. Начало урока: приход учащихся на урок, их готовность к занятию,

эстетика внешнего вида, организованность при построении, сдача рапорта. Четкость постановки

задач. Подбор упражнений и методических приемов в процессе обучения и мобилизации внимания,

учащихся

в

подготовительной

части

урока.

Соответствует

ли

содержание

урока

поставленным

задачам. Объяснение и качество показа упражнений. Правильность применения терминологии.

3

Умение

регулировать

нагрузку

на

уроке

для

юношей

и

девушек.

Взаимосвязь

подготовительной части с основной. Реализация основных педагогических принципов обучения.

Использование на уроке разнообразных методов организации учащихся. Применение методических

приемов для активизации деятельности учащихся. Педагогический контроль. Заключительная часть

урока (соответствие упражнений ее задачам). Подведение итогов, оценка деятельности учащихся на

уроке. Домашнее задание

4 Поведение учащихся. Отношение учащихся друг к другу на уроке. Внимание учащихся,

заинтересованность, прилежание, дисциплина.

5 Поведение преподавателя. Как он владеет группой, умеет ли организовать его для работы,

вызвать интерес, активность и какими приемами он этого достигает. Педагогический такт, тон,

умение управлять группой. Командный голос, внешний вид, культура речи, показа. Пользуется ли

авторитетом у учащихся.

6

Результаты

урока.

Выполнение

задач

урока.

Качество

знаний

и

умений

учащихся,

полученных на уроке. Воспитательная, образовательная и оздоровительные стороны урока.

7 Выводы и предложения. Положительные и отрицательные стороны урока. Предложения по

усовершенствованию положительных сторон урока и ликвидации отрицательных моментов. Общая

оценка.

Педагогическое наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных

условиях.

Значимыми элементами педагогического наблюдения на уроке физической культуры и

здоровья являются:

– двигательная и интеллектуальная деятельность учащихся

– физическое и психическое состояние учащихся

Внешние признаки утомления

Признаки

Степень утомления

легкая

значительная

очень большая

Цвет кожи лица

и туловища

Небольшое

покраснение

Значительное

покраснение

Резкое покраснение,

побледнение, появление

синюшности губ

Потливость

Небольшая,

чаще на лице

Большая, головы и

туловища

Очень сильная, выступление

соли

Дыхание

Учащенное

ровное

Значительное

учащение,

периодически через

рот

Резко учащенное,

поверхностное, появление

одышки

Движения

Не нарушены

Неуверенные

Покачивания, нарушение

координации движений,

дрожание конечностей

Внимание

Безошибочное

Неточность

выполнения команд-

Замедленное выполнение

заданий, часто на повторную

команду

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость,

сердцебиение, одышку

и т.д.

Сильная усталость, боль в ногах,

головокружение, одышка, шум в

ушах, головная боль, тошнота и

др.

–личностные взаимоотношения между учащимися на уроке, взаимоотношения в процессе

решения общей задачи (в игровой деятельности)

–усердие и стремление учащихся по решению задач урока и выполнению поставленных

преподавателем заданий

–дисциплина учащихся

Наблюдение

проводится

в

естественных

условиях,

как

на

уроках,

так

и

во

время

внеурочной деятельности. Чтобы иметь четкое, ясное представление о каждом ребенке, т.к. дети

могут проявлять себя по-разному в различных ситуациях, особенно во внеурочной деятельности.

Данные наблюдения используются на родительских собраниях, классных часах, в индивидуальной

работе.

Педагогическое наблюдение отличается от житейского тем, что исследователь ставит

перед собой цель, разрабатывает план, фиксирует результаты и обрабатывает данные, полученные в

процессе наблюдения.

Положительные данные дает то наблюдение, в котором исследователь выступает в качестве

организатора

и

участника

наблюдения.

Эффективность

наблюдения

будет

высокой,

если

будут

использованы новейшие технические средства. Наблюдение очень доступный метод. Но имеет свои

недостатки. Результаты наблюдения зависят от личностных особенностей наблюдаемых и педагога.

Хронометрирование и пульсометрия урока физической культуры и здоровья

Хронометрирование

– точный

учет

и

оценка

(определение

моторной

и

общей

плотности

урока)

расхода

времени

на

различные

элементы

учебно–воспитательной

работы

педагога и учащихся на уроке физической культуры и здоровья

Наблюдаемые при хронометрировании виды деятельности педагога и учащихся:

Выполнение физических упражнений;

Слушание

педагога,

наблюдение

демонстрации,

восприятие

и

осмысливание

воспринимаемого;

Необходимый

по

методическим

соображениям

организационный

отдых

и

другие

оправданные паузы в работе (ожидание своей очереди при выполнении упражнений и др.);

Вспомогательные

действия

(перестроения,

подготовка

мест

для

занятий,

установка

снарядов, оборудования и т.п.);

Простой, т.е. неоправданные потери времени из-за просчетов различного характера или по

непредвиденным обстоятельствам.

Методика (алгоритм) проведения хронометража урока физической культуры и здоровья.

1.Подготовить графическую форму протокола хронометрирования урока физической культуры

и здоровья (см. Приложение);

2 Находящийся на уроке хронометрист включает секундомер по звонку на урок (выключает

после организованного выхода школьников из зала или спортивной площадки) и по скользящей

стрелке (цифрам) в протоколе хронометрирования непосредственно на уроке заполняет графы 2 и 3;

3 После окончания урока хронометрист заполняет графы 4, 5, 6, 7, 8 путем определения

разности

времени

показаний

секундомера,

зафиксированных

с

окончанием

предыдущей

деятельности, из показаний секундомера, записанных с завершением последующей деятельности

учителя или ученика. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и всего урока и

определяется моторная и педагогическая плотность урока.

Моторная

плотность

урока

отношение

времени

затраченного

на

выполнение

физических упражнений, ко всему времени урока (или его отдельных частей).

Вычисление моторной плотности отдельных частей и всего урока осуществляется по

формуле: МП = t м / t * 100 %, где МП – моторная плотность урока; t м – время, затраченное на

выполнение упражнений; t – общее время работы.

Показатели моторной плотности урока зависят от возраста и решаемых задач на уроке (на

уроках изучения нового материала – ниже, совершенствования – выше, см. Таблицу).

Примерные величины моторной плотности урока физической культуры и здоровья

Тип урока

Моторная плотность урока

Вводный урок

10-40%

Урок ознакомления с новым материалом

20-40%

Урок разучивания нового материала

30-50%

Урок закрепления учебного материала

40-60%

Урок совершенствования учебного материала

50-80%

Контрольный урок

40-50%

Комбинированный урок

40-60%

Сюжетные уроки (сказка, путешествие, соревнование)

30-60%

Урок – круговая тренировка

50-80%

Общая

(педагогическая

плотность)

урока

отношение

времени,

использованного

педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока (педагогически оправданное время –

это время наблюдаемых 1, 2, 3, 4 видов деятельности педагога и учащихся)

Вычисление общей (педагогической) плотности урока осуществляется по формуле МО = t

п.о. / t * 100 %, где МО – общая (педагогическая) плотность урока;

t п.о. – время педагогически

оправданное; t – общее время урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К

снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

– неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка

мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

– неподготовленность преподавателя к уроку; непродуманные организация и содержание

урока, приводящие к паузам;

– излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

– неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному

использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний учени-

кам, повторений объяснения и т.п.

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения

качества работы каждого преподавателя.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:

количество

учащихся

в

группах,

командах,

играх.

Преподаватель

должен

стремиться

объединять небольшое количество занимающихся в группы, команды при организации основной

части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности при влекается одновременно

ограниченное количество учащихся;

– качество материальной базы. На уроке должны использоваться многопропускные снаряды.

Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и

др.;

– качество материальной базы. На уроке должны использоваться многопропускные снаряды.

Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и

др.;

количество

инвентаря.

На

уроках

с

использованием

легкоатлетических

упражнений

необходимо

обеспечить

каждого

ученика

специальными

снарядами,

в

играх

мячами,

на

соответствующих уроках — лыжами, коньками, клюшками и др.;

– использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов

выполнения заданий и управления группой;

интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока;

– эффективная работа актива занимающихся по организации занятия, привлечение к этому

временно освобожденных от уроков учеников;

– краткость объяснений, замечаний, обсуждений, их совмещение с выполнением упражнений;

– широкое использование дополнительных заданий.

Пульсометрия

урока

физической

культуры

и

здоровья

точный

учет

и

оценка

пульсовых данных учащегося для оценки соответствия предъявляемой нагрузки его возрасту полу и

физической подготовленности и поставленным задачам на уроке

Методика (алгоритм) проведения пульсометрии урока физической культуры и здоровья

1 Подготовить графическую форму протокола пульсометрии урока физической культуры

2

Пульсометрист,

находясь

на

уроке

проводит

наблюдение

за

одним

из

занимающихся

(наиболее дисциплинированный, исполнительный и активный учащийся). Показатель пульса до

урока должен быть обязательно в пределах нормы для возрастной группы. Результаты проб (подсчета

количества пульсовых ударов) фиксируются в протоколе. Продолжительность одной пробы – 10

секунд общепринятым способом на левой руке, тотчас после выполнения школьником упражнения

3 Обработка протокола (проводится после урока). Состоит из: 1. Подсчет ударов пульса в одну

минуту; 2. Графическое представление динамики пульса во время урока (чертится график); 3. Анализ

пульсовой кривой с учетом задач урока и учебных заданий; 4. Заключение о соответствии нагрузки

учебных заданий задачам урока, возрасту, полу и физической подготовленности учеников

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-

сосудистой системы,их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин (при этом на-

блюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130

уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В

оздоровительных

целях

оптимальный

диапазон

нагрузок

на

занятиях

находится

в

пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

В

оздоровительных

целях

оптимальный

диапазон

нагрузок

на

занятиях

находится

в

пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с

учащимися

подросткового

и

юношеского

возраста

достигается

упражнениями

аэробной

направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных

игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон

нагрузок

средней

интенсивности

составляет

130—

160

уд/мин

и

большой

интенсивности — 161—175 уд/мин.

Рекомендуемая литература

Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] : учебное пособие / В. И.

Лях. – М., 1998.

Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебн. для ин-тов физ.

культ / Л. П. Матвеев. – М. : Фис, 1991.

Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : пример. календар.-

темат. планирование : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз.

обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И. Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, 2008. – 320 с.

Овчаров, В.С. Физическая культура и здоровье : 1-11-й кл. [Текст] : учеб. программа для

общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.С. Овчаров, А.Д. Канищев, Р.И.

Санюкевич. – Мн : Адукацыя и выхаванне, 2008. – 160 с.

Старчанка, У. М. Методыка вызначэння паспяховасцi вучняу агульнаадукацыйнай школы

па вучэбным прадмеце «Фiзiчная культура» [Тэкст] : вучэбны дапаможнiк / У. М. Старчанка. –

Мазыр : РВФ «Белы вецер», 1999.

Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для высших учеб. зав – ий. физ.

восп – ия. и спорта в 2 т. / под общ. ред. Т. Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература, 2003. – 2

т.

Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культ. в 2 т. /

под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976. – 2 т.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов; под общ. ред. Ж. К.

Холодова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.



В раздел образования