Напоминание

Индивидуальный образовательный маршрут студента с ОВЗ (слабослышащие) (из опыта работы)


Автор: Ким Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) Южно - Якутский технологический колледж
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут студента с ОВЗ (слабослышащие) (из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Южно-Якутский технологический колледж»

Индивидуальный образовательный маршрут студента с ОВЗ (слабослышащие)

(из опыта работы)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3

1 . Принципы

организации

образовательного

процесса

для

студентов

с

нарушением

слуха……………………………………………………………………………………………. 4

2. Условия социализации обучающихся с нарушением слуха (слабослышащие)………..

……………….………………………………………………………6

3. Особенности разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья…………………………………………….…..…. 7

4 .

П р а к т и ч е с к о е

п р и м е н е н и е

и н д и в и д у а л ь н о г о

о б р а з о в а т е л ь н о г о

маршрута…………………………………………………..…………….……………………. 11

Заключение…………………………….…………………….………………………………. 13

2

Введение

Право на образование - одно из фундаментальных прав каждого человека. Для

инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), образование

жизненно важно и необходимо, поскольку способствует развитию личности, повышению

ее

социального

статуса

и

защищенности.

Вопрос

обеспечения

прав

лиц

с

ОВЗ

на

реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной

политики нашей страны, что нашло отражение в законодательных актах РФ.

Обучение студентов с ОВЗ имеет ряд особенностей, которые касаются различных

аспектов образовательного процесса:

индивидуальное сопровождение и консультирование студентов по организационным и

учебным вопросам;

работа с семьей студента;

методическая работа с преподавателями;

организация внеучебной (воспитательной) работы со студентами;

оказание содействия студентам с ОВЗ в организации отдыха и реабилитации и т.д.

Учебный

процесс

для

студентов

с

ограниченными

возможностями

здоровья

необходимо организовать с учетом особенностей данной категории учащихся и построить

на

сочетании

аудиторных

занятий,

самостоятельной

работы,

проектной

и

исследовательской

деятельности

обучающихся

и

занятий

с

применением

Интернет-

технологий, проходящих в интерактивном режиме.

При

желании

такие

студенты

могут

обучаться

по

индивидуальному

образовательному маршруту, в котором учитываются образовательные потребности такого

студента,

возможность

освоения

им

профессиональных

образовательных

программ

в

соответствии

с

ФГОС

и

его

особенностями

здоровья.

Для

разъяснения

отдельных

вопросов

изучаемой

дисциплины

преподавателями

дополнительно

проводятся

индивидуальные консультации с использованием сети Интернет.

3

1. Принципы организации образовательного процесса для студентов с нарушением

слуха

К

категории

слабослышащих

относятся

лица

с

частичной

слуховой

недостаточностью, затрудняющей речевое и частично интеллектуальное развитие, но при

этом у них сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при

помощи

остаточного

слуха.

Речь

слабослышащего

обычно

отличается

рядом

существенных недостатков, которые могут затруднять учебный процесс, а также процесс

усвоения сложного для понимания материала.

Принципы

организации

образовательного

процесса

для

студентов

с

нарушением слуха:

1.

Одним из условий эффективной организации образовательного процесса, в

котором

участвуют

лица

с

нарушением

слуха,

является знание сложной структуры

дефекта

и

понимание

того,

что

отклонения

в

развитии,

вызванные

первичным

нарушением,

поддаются

исправлению,

коррекции.

Поэтому

возникает

необходимость

глубокого

изучения

особенностей

учащихся.

Знание

их

позволяет

выделить

общепедагогические

и

коррекционные

задачи

обучения,

решаемые

в

органическом

единстве;

2.

Дифференцированный

принцип предполагает учет структуры нарушений

при организации обучения лиц с нарушениями слуха. Прежде всего, в соответствии с этим

принципом

при

обучении

глухих

и

слабослышащих

используются разные

адаптированные

программы,

в

которых

учтены

различия

уровня

развития

речи,

слухового

восприятия

и

коммуникативных

навыков.

Дифференцированный

принцип

реализуется и применительно к формам обучения: в составе общей группы, в составе

группы

для

слабослышащих

или

глухих,

индивидуально

соответствии

с

индивидуальным образовательным маршрутом), дистанционно;

3.

Принцип развивающего обучения, опора на потенциальные возможности

обучающегося, на его здоровые силы, вера в возможности преодоления особенностей

развития,

т.е.

его компенсаторные

возможности.

В

образовательном

учреждении

должны

быть

созданы условия,

направленные

на

максимальную

реализацию

возможностей обучающегося.

4.

Деятельностный

принцип,

т.е.

практическая

направленность

обучения,

широкое использование разнообразных видов деятельности, преобладание практических

методов

над

теоретическими.

При

составлении

индивидуального

учебного

плана

необходимо

учитывать

эту

особенность,

которая

должна

быть

отражена

в

4

перераспределении учебных часов на лекционные и практические занятия, выделение

часов консультационной работы преподавателя. Большое значение имеет Деятельностный

принцип в процессе развития навыков использования устной речи в восприятии учебной

информации

и

в

межличностной

коммуникации.

В

различных

видах

учебной

деятельности, особенно организованных в групповой или подгрупповой (малых группах)

форме, создаются оптимальные условия для овладения пониманием и использованием

речевых средств (терминологии, понятийного аппарата дисциплины) в реальных условиях

коммуникации;

5.

Принцип коррекционной

направленности обучения

является

одним

из

ведущих принципов обучения лиц с нарушениями различной нозологии. Данный принцип

пронизывает

все

звенья

воспитательно-образовательного

процесса.

В

содержании

обучения

выделяются

специфические

разделы,

несущие

основную

коррекционную

нагрузку

адаптационные

дисциплины,

входящие

в

учебный

план.

Задачи

этих

дисциплин

связаны

с

преодолением

наиболее

тяжелых

последствий

отсутствия

или

нарушения слуха и направлены на формирование устной и письменной речи, развитие

речевого и неречевого слуха, навыков восприятия речи (в основном, слухо-зрительного),

активизация

речевой

практики.

Помимо

содержания

обучения,

коррекционная

направленность

отражена

и

в формах организации учебного процесса (на семинарах,

практических

и

лабораторных

занятиях): использовании фронтальных, подгрупповых,

занятий

малыми

группами

(по

2—3

человека),

индивидуальных.

Коррекционная

направленность обучения тесно связана с реализацией принципа активизации речевого

общения,

расширения

коммуникативной

практики.

Этот

принцип

связан

с

необходимостью

удовлетворения

потребности

в

речевом

общении,

овладением

необходимыми речевыми средствами, обслуживающими потребности коммуникации, что

особую

актуальность

приобретает

в

условиях

обучения

в

инклюзивной

среде,

обеспечивающей возможности речевой практики в различных условиях.

5

2. Условия социализации обучающихся с нарушением слуха (слабослышащие)

Решение задачи социализации и организации обучения лиц с ОВЗ средствами

профессионального образования предполагает создание в образовательных учреждениях

условий, влияющих на успешность их социализации, обучения и социально-трудовой

адаптации.

Составляя

особую

социальную

группу,

лица

с

ОВЗ

могут

испытывать

значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности

или

поведения

в

силу

имеющихся

особенностей

интеллектуального,

сенсорного,

двигательного развития, соматического состояния. В то же время образовательная среда,

имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение молодежи с

ОВЗ

в

доступные

виды

жизнедеятельности

и

отношений,

в

том

числе

учебных

и

профессиональных, тем самым способствуя их успешной социализации. Эффективная

профессиональная

социализация

-

важный

итог

образовательного

воздействия,

гарантирующий

востребованность

подготовленного

специалиста

у

работодателя

и

страховку

в

случае

структурной

безработицы.

Для

социализации

и

успешного

профессионального обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации должны быть

созданы специальные условия.

Одним

из

условий

качественного

процесса

социализации

является

индивидуализация образовательного маршрута лиц с ОВЗ в системе профессионального

образования. При его проектировании необходимо принять во внимание специальные

образовательные условия, созданные для того или иного обучающегося, его собственные

возможности и потребности, рекомендации врачей, специальных педагогов, психологов и

социальных педагогов. Характер и эффективность социализирующих влияний в период

профессионального обучения напрямую будут зависеть от пространственно - временной

организации индивидуального образовательного маршрута

6

3.

Особенности

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Сегодня

в

образовании

индивидуализация

процесса

обучения

имеет

весьма

важное

значение.

Становиться

актуальным

реализация

индивидуального

подхода

в

образовании

детей.

Индивидуализация

процесса

обучения

предполагает

право

обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности. Индивидуализация

процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и

индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать

индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) обучающегося.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

это

целенаправленно

проектируемая

дифференцированная

образовательная

программа,

обеспечивающая

учащемуся

позиции

субъекта

выбора,

разработки

и

реализации

образовательной

программы

при

осуществлении

преподавателями

педагогической

поддержки

его

самоопределения и самореализации, это учет образовательных запросов, склонностей,

личных

и

предпрофессиональных

интересов,

способностей

и

познавательных

возможностей обучающихся.

При

разработке

индивидуального

образовательного

маршрута

необходимо

руководствоваться рядом принципов:

-

принцип опоры на обучаемость студента, принцип соотнесения уровня

актуального

развития

и

зоны

ближайшего

развития.

Соблюдение

данного

принципа

предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как

базовой

характеристики,

определяющей

проектирование

индивидуального

образовательного маршрута.

-

принцип соблюдения интересов обучающегося. Специалист системы

сопровождения

призван

решить

проблемную

ситуацию

с

максимальной

пользой

для

ребенка.

-

принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого

оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка -

принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе

реализации индивидуального образовательного маршрута.

-

принцип

непрерывности,

когда

обучающемуся

гарантировано

непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист

прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению

будет очевиден

7

-

принцип мультидисциплинарности, эффективность помощи студенту

зависит

от

кооперации

действий

различных

специалистов,

владеющих

различным

предметным,

профессиональным

видением

тех

или

иных

аспектов

индивидуального

развития ребенка.

Развитие

обучающегося

с

ограниченными

возможностями

здоровья

может

осуществляться

по

нескольким

образовательным

маршрутам,

которые

реализуются

одновременно

или

последовательно.

Отсюда

вытекает

основная

задача

педагога

-

предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или

иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

-

особенностями,

интересами

и

потребностями

самого

студента

и

его

родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-

профессионализмом педагогического коллектива;

-

возможностями

колледжа

удовлетворить

образовательные

потребности

обучающихся;

-

возможностями

материально-технической

базы

образовательной

организации.

Логическая

структура

проектирования

индивидуального

образовательного

маршрута включает в себя следующие этапы:

-

постановка

образовательной

цели

(индивидуальный

выбор

цели

предпрофильной подготовки),

-

самоанализ,

рефлексия

(осознание

и

соотнесение

индивидуальных

потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

-

выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

-

конкретизация цели (выбор курсов),

-

оформление маршрутного листа.

Эффективность

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута

обуславливается рядом условий:

-

осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и

значимости

индивидуального

образовательного

маршрута

как

одного

из

способов

самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего

направления дальнейшего обучения;

-

о суще ствление

психолого-педагогиче ского

сопровождения

и

информационной

поддержки

процесса

разработки

индивидуального

образовательного

маршрута обучающихся;

8

-

активное

включение

обучающихся

в

деятельность

по

созданию

индивидуального образовательного маршрута;

-

организация

рефлексии

как

основы

коррекции

индивидуального

образовательного маршрута.

Для студентов с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации совместно с

нормально

развивающимися

сверстниками

или

в

отдельной

группе

необходимо

разработать индивидуальный образовательный маршрут, который является своего рода

механизмом реализации адаптированной образовательной программы. Таким образом,

ИОМ

это

документ,

который

отражает

специальные

условия

для

максимальной

реализации

особых

образовательных

потребностей

обучающегося

с

ОВЗ

в

процессе

обучения и воспитания на определенной ступени образования.

ИОМ включает в себя:

• учебный план и соответствующие рабочие программы;

• направления и программы коррекционной и развивающей работы;

• направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию

ребенка с ОВЗ.

Организационно-педагогические условия проектирования ИОМ:

наличие

в

образовательной

организации

службы

сопровождения,

в

рамках

которой

проводится

комплексная

оценка

специалистами

необходимости

и

целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОМ. В качестве такой структуры может

выступать психолого - медикопедагогическая комиссия (далее – ПМПК);

• желание студента обучаться инклюзивно;

согласие

родителей

(законных

представителей)

на

обучение

ребенка

инклюзивно.

Порядок разработки и корректировки ИОМ может быть определен локальным

нормативным актом - Положением об ИОМ, который позволит рационализировать работу

педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры ИОМ, порядка

его разработки, реализации и корректировки.

Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких

взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.

Обучение:

• учебный план (инвариантная и вариативная части);

• рабочие программы,

• расписание занятий.

Коррекционно-развивающая работа:

9

• со специалистами сопровождения

коррекционно-развивающие

программы,

разработанные

исходя

из

индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития

и специфики нарушений ребенка с ОВЗ;

• система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному

направлению коррекционно-развивающей работы.

Социализация:

• внеклассная и внеурочная деятельность;

• мероприятия, направленные на социализацию ребенка.

Данные

разделы,

в

совокупности,

позволяют

обеспечить

психолого-

педагогическое сопровождение с ребенком с ОВЗ по различным направлениям.

Основные этапы разработки и реализации ИОМ

1. Выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ

специалистами

сопровождения

(диагностика

основным

педагогом

и

специалистами

сопровождения).

Определение возможности инклюзии конкретного ребенка.

2.

Предварительное

определение

вида

и

объема

необходимой

помощи

(образовательной, психолого-педагогической, медицинской), исходя из имеющихся или

привлеченных ресурсов.

3. Обсуждение результатов на заседание ПМПК.

4. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к инклюзии:

с ребенком и его родителями; с родителями, обучающимися и педагогами массовой

школы.

5. Организация мероприятий по адаптации ребенка.

6.Организация

образовательного

процесса

(составление

адаптированной

образовательной программы).

7. Организация психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. разработка

коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей

обучающегося.

8. Обсуждение на заседании ПМПК, проектирование ИОМ, утверждение.

9. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса

в условиях инклюзии).

10.

Мониторинг

реализации

ИОМ

(отслеживание

динамики

развития

обучающегося, оценка результатов обучения и социализации).

10

4. Практическое применение индивидуального образовательного маршрута

Структура

индивидуальных

образовательных

маршрутов,

обеспечивающих

технологическую

поддержку

продуктивного

обучения,

направленного

на

развитие

самообразования студентов как компонента «самообразующегося» специалиста включает

содержательную, контролирующую, временную части:

- содержательная структура предполагает фиксацию обязательных модулей,

входящих в инвариантную часть реализуемого общего учебного плана, модули по выбору,

факультативные модули, рефлексивные модули, преследующие цель: развитие осознания

собственного (индивидуального) процесса познания и фиксация знания о собственном

«незнании»;

- контролирующая структура предполагает выделение модуля, текущий контроль,

подразумевающий

выдачу

учебных

заданий

по

изучаемым

темам

курсов,

встречи

с

тьютором, обозначение индивидуальных консультаций и посещений библиотеки), график

отчетности;

-

временная структура предполагает программу действий студента на

некотором

фиксированном

этапе

его

обучения:

указывает

отрезок

времени

на

индивидуальное обучение, фиксацию общего срока выполнения и содержит временной

график

выполнения

учебных

модулей,

перспективы

самостоятельной

познавательной

деятельности в профессиональном становлении.

Пример индивидуального образовательного маршрута студентки I курса, Софьи Е.,

(специальность:

38.02.03.Операционная

деятельность

в

логистике)

по

дисциплине

«Финансы, денежное обращение и кредит»

Учебное время: 1 семестр

Срок выполнения: сентябрь – декабрь

Количество часов по учебному плану: 75 часов, в том числе:

обязательные занятия для студента 50 час.

занятия по выбору: 15 час.

консультации: 10 час.

Оборудование: Проектор, ноутбук, колонки для усиления звука

п/

п

Наименование

темы

Кол-во

часов

Форма

занятия

Раздаточный

материал/

презентация

Форма

отчетности

1

Функции

и

р ол ь

денег

в

рыночной

экономике.

Происхождение денег,

2

Лекция,

изучение

нового

материала

Копии

б анкнот

р а з н ы х

с т р а н ,

анимационный

фильм

письменное

представление

задания

11

их виды и функции.

–«Происхождение

денег»

2

Д е н е ж н а я

м а с с а ,

денежные

агрегаты,

з а ко н

д е н е ж н о г о

обращения

2

Лекция,

изучение

нового

материала

Презентация

со

звуковым

сопровождением

Реферат/устно

е сообщение

3

Функции

и

р ол ь

денег

в

рыночной

экономике.

2

Практическо

е

з а н я т и е .

Командная

работа.

Обобщение

изученного

материала

Т е с т ы

( 1 0

вопросов);

ситуационные

задачи (3);

проблемная

задача.

письменное

представление

з а д а н и я

и

защита

проблемной

задачи

4

Бюджетная

система,

е е

с у щ н о с т ь

и

составляющие.

Бюджетная

система

Российской

Федерации.

Бюджетное

устройство.

Бюджетный

процесс.

Бюджетное

регулирование.

2

Лекция,

изучение

нового

материала

Бюджетный

к о д е к с

Р Ф ,

Налоговый

кодекс РФ, ФЗ «О

федеральном

бюджете

на

. . .

(текущий год)»

Презентация

устное

сообщение

с

презентацией:

Бюджетный

д е ф и ц и т

и

м е т о д ы

е г о

финансирован

ия

5

Виды ценных бумаг

2

Практическо

е

з а н я т и е .

Индивидуал

ьная работа

Копии

различных

в и д о в

ц е н н ы х

бумаг,

разработанные

т а б л и ц ы

с

классификацией

ценных бумаг

Составление

сравнительной

характеристик

и

различных

ценных

бумаг

п о

с т е п е н и

доходности

и

риска.

Письменное

представление

з а д а н и я

с

элементами

устной защиты

6

Национальная,

м и р о в а я

и

международная

валютные системы

2

Л е к ц и я

-

обсуждение

Копии

денежных

единиц

ра з н ы х

стран,

презентации

Защита

индивидуальн

ых заданий по

вопросам

глобализации

12

Заключение

Сегодня в образовании индивидуализация процесса обучения имеет весьма важное

значение. Становиться актуальным реализация индивидуального подхода в образовании

детей. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор

содержания обучения и видов деятельности.

Социализация — это процесс и результат освоения и последующего активного

накопления

студентом

социального

опыта.

Социализация

не

может

происходить

без

включения субъекта в активный деятельностный процесс, который играет большую роль

в его развитии, особенно если это обучающиеся с ОВЗ. Другими словами, перед студентом

должны все время вставать задачи, значимые для него, в решении которых он должен

играть первостепенную роль. Этот процесс, начавшись в годы обучения в колледже, может

и должен стать определяющим в дальнейшем профессиональном развитии выпускника,

т.к. в период обучения в колледже важно определить основные концепты и константы,

которые

будут

формировать

и

корректировать

его

профессионально-личностную

траекторию в дальнейшем.

Началом такого активного профессионального развития может и должно явиться

построение

индивидуальной

профессионально-личностной

траектории

как

средство

формирования профессиональной успешности студентов с ОВЗ.

Индивидуальная

профессионально-личностная

траектория

позволяет

индивидуализировать

процесс

профессионального

становления

специалиста

с

ОВЗ,

обеспечить

ему

комфортную

социальную

и

профессиональную

адаптацию

и

проектирование личностного и профессионального развития.

Преподаватель ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» Ким Елена Геннадьевна

13



В раздел образования