Напоминание

Развитие универсальных учебных действий при обучении литературе, русскому языку, культуре речи


Автор: Головач Инна Анатольевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Уссурийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие универсальных учебных действий при обучении литературе, русскому языку, культуре речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие универсальных учебных действий

при обучении литературе, русскому языку и культуру речи

По

данным

Международного

исследования

образовательных

достижений

учащихся, проведенного в 2012 году с помощью теста PISA (PISA-2000), Россия

заняла 27 место из 32 возможных. Одной из причин столь низкого результата, по

мнению

специалистов

сферы

образования

РФ,

было

названо

недостаточное

внимание,

уделяемое

педагогическим

сообществом,

к

вопросу

формирования

и

развития

общеучебных

умений

обучаемых

на

всех

этапах

процесса

получения

знаний.

Сегодня в российской системе образования эта проблема обозначается ещё

отчётливее,

ведь

преемственность

отношений

всех

уровней

образования

обнаруживается, к сожалению, и в том, что несформированность или неразвитость

универсальных учебных действий (далее – УУД) в период обучения в школе создает

значительные трудности как для обучающего, так и для преподавателя уже на

следующем этапе получения образования – профессионального. Именно поэтому

рассмотрение

вопроса

формирования

и

развития

УУД

всё

чаще

актуализирует

повестки заседаний не только методических объединений учителей школ, но и

преподавателей

училищ

и

колледжей,

техникумов,

педагогический

советов

образовательных учреждений СПО и ВПО.

Универсальные учебные действия, общеучебные умения – «умения учиться»,

то есть «способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового

социального опыта».

По мнению педагога-новатора А. В. Федотовой, это «обобщенные действия,

открывающие

возможность

широкой

ориентации

учащихся

как

в

различных

предметных

областях,

так

и

в

строении

самой

учебной

деятельности,

включая

осознание

учащимися

ее

целевой

направленности,

ценностно-смысловых

и

операциональных характеристик».

Основой

для

разработки

понятия

УУД

служит

деятельностный

подход,

базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, П.Я.

Гальперина.

УУД

и

одно

из

ключевых

понятий

теории

развивающего

обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, суть которой сводится к реализации

такой

педагогической

цели,

как

результат

обучения,

под

которым,

во-первых,

подразумеваются

предметные

знания,

умения

и

навыки,

соответствующие

стандартам, а во-вторых, надпредметное их содержание.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять такое

действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения,

контролировать

и

оценивать

процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности обучающегося и ее

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость

которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной

мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование

компетенций и компетентностей в любой предметной области.

Развитие

УУД

в

образовательном

процессе

осуществляется

в

контексте

освоения

разных

учебных

дисциплин.

Требования

к

ним

находят

отражение

в

планируемых результатах освоения программ изучаемых дисциплин в отношении

ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития

обучающихся. Каждая учебная дисциплина в зависимости от содержания и способов

организации

учебной

деятельности

обучающихся

раскрывает

определенные

возможности для формирования УУД.

Формирование

УУД

на

занятиях

по

литературе

может

быть

обеспечено

применением таких методов, приёмов и форм деятельности, как:

метода проблемного диалога (педагогическая технология, разработанная

Е.Л.

Мельниковой)

на

этапе работы с литературной критикой, в ходе которого

реализуются задачи обучения целеполаганию;

обучать планированию

работы

возможно,

развивая

у

обучающихся

навыки

анализа

предложенного

учебного

материала,

отбора

заданий,

которые

способствовали бы достижению поставленной цели, определяли бы их место и роль

на соответствующем этапе занятия, например, при изучении жизни и творчества

писателя/поэта;

в обучении сотрудничеству эффективной формой деятельности может

стать работа в парах, малых группах по созданию любого продукта творческого

характера: проекта, презентации, сообщения, сочинения, эссе, рецензии и пр.;

педагогической

практикой

доказано,

что результативность

обучения

связана

с

мотивацией

учения,

а

мотивация

напрямую

зависит

от

понимания

значимости знаний. Моделирование жизненных ситуаций, где эти знания были бы

востребованы (ролевая игра (критик, поэт/писатель), театрализованная постановка и

пр.)

осуществляет

процесс развития

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых ребятам для

овладения ключевыми компетенциями;

обучать самоконтролю и самооценке деятельности на занятии возможно,

например,

предложив

сформулировать

и

записать

в

рабочих

тетрадях

индивидуальный план работы или цели, которые каждый из них считает нужным

реализовать,

в

конце

занятия

установить

факт

их

реализации.

Кроме

того,

обучающиеся

будут

иметь

возможность

наметить

пути

коррекции

своей

деятельности и знаний;

с

целью обучения оцениванию

целесообразным

будет

предложить

на

завершающем этапе занятия прокомментировать ответ товарища, высказать своё

мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка.

При такой организации работы обучающиеся приучаются внимательно слушать

говорящего, стараться объективно оценивать его ответ. Можно использовать и такую

форму работы, как взаимооценивание письменных работ;

этап рефлексии на занятии при правильной его организации способствует

формированию умения анализировать

деятельности

(свою,

одногруппников,

группы в целом). Для этого можно использовать приём «обратной связи», который

позволяет определить тех, кто нуждается в помощи, и уже на следующем занятии

оказать

её.

При

систематическом

применении

описанных

выше

приёмов

по

оцениванию личной деятельности и деятельности одногруппников, можно говорить

о развитии навыка объективного отношения обучающегося к себе и другим, что

становится

особенно

важным

в

определении

уровня

развития

личностных

результатов.

Русский язык, как и смежная ему культура речи, обеспечивает формирование

познавательных, коммуникативных и регулятивных умений, ведь работа с текстом

открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения,

установления причинно-следственных связей и пр. Кроме того, все мы прекрасно

понимаем, что изучение языка занимает ведущее место в образовании, поскольку

успехи в его изучении во многом определяют результаты обучения в целом.

Сформированность УУД в ходе освоения знаний по русскому языку и культуре

речи может быть представлена, например, такими умениями, как:

использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных

источниках для решения учебных задач;

ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

выбирать

адекватные

языковые

средства

для

успешного

решения

коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные

тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Каковы же виды заданий, упражнений, ориентированных на развитие УУД на

занятиях по русском языку и культуре речи? Вот несколько примеров:

задания,

связанные

с

различными

видами

разбора,

поиском

«лишнего»

слова в группе слов, их конструирования по словообразовательным моделям и без

них, активизируют навыки аналитической деятельности, умения сравнивать и

наблюдать;

задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ,

словосочетаний,

устойчивых

выражений,

пословиц

из

«разбросанных»

слов,

конструирование

и

переконструирование

предложений,

составление

слов

и

предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического

действия,

как синтез

составление

целого

из

частей,

в

том

числе навыки

самостоятельного достраивания, восполнения недостающих компонентов. Есть

упражнения,

в

которых

анализ

и

синтез

тесно

переплетаются.

Это

все

виды

диктантов, списывания, комментированное письмо;

применение

приема

рассуждений

используется

при

написании

объяснительных диктантов, при выполнении заданий, требующих обоснований и

доказательств.

сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова,

фразеологизма,

правильное

употребление

слова,

постановка

ударения

требует

поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания

способствуют формированию умения выстраивать собственные изречения;

ориентация в морфологической и синтаксической структуре и усвоение

правил

строения

слова

и

предложения,

графической

формы

букв

обеспечивает

развитие знаково-символических

действий

преобразование

объекта

из

чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

– замещения (например, звука – буквой), моделирования (например, состава слова

путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

особое

значение

для

формирования

познавательных

универсальных

учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания, усвоение приёма

решения которых базируется, главным образом, на сформированности логических

операций

умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять

общее и различное, осуществлять классификацию, установление аналогии.

Кроме

того,

занятия

русского

языка

и

культуры

речи

способствуют

формированию таких УУД, как коммуникативные: умение с достаточной полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации,

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии с нормами современного русского литературного языка. Эти умения

формируются при создании различных типов текстов: повествования, описания и

рассуждения; при написании различных видов изложения: по отношению к объекту

исходного текста – подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного

текста

полное

и

выборочное.

Овладению

данных

коммуникативных

умений

способствуют

такие

виды

заданий,

как:

творческое

списывание,

списывание

с

изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.

Овладение коммуникативными

учебными

действиями,

безусловно,

является

ключевым

моментом

в

процессе

обучения,

залогом

социальной

компетентности обучающегося, которая должна быть реализована с учётом позиций

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в

диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группе

сверстников и строить продуктивное взаимодействие на принципах сотрудничества.

В

связи

с

этим

особое

внимание

необходимо

уделять

организации

заданий,

специфика

которых

предполагает

активное

взаимодействие

обучающихся,

их

сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.

В этом отношении важны такие формы работы, как: организация взаимной

проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение

участниками

способов

своего

действия.

Данные

формы

организации

учебной

деятельности

тесно

связаны

с регулятивными

универсальными

учебными

действиями.

Регулятивные

действия

обеспечивают самоорганизацию обучающихся. На

занятиях

по

русскому

языку

и

культуре

речи

формируется

такое

регулятивное

действия,

как контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Этому

способствуют такие задания, как: «письмо по памяти», зрительный диктант и др.

Важно, чтобы при самопроверке обучающийся не просто находил и исправлял

ошибки,

но

и

постепенно

овладевал

таким

УУД,

как коррекция

внесение

необходимых дополнений и корректив в план, определение способа дальнейших

действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Обращение

же

к различным

источникам

знаний

(учебнику, словарям,

справочникам, Интернет-ресурсам

и

п р . ) формирует

у

обучающихся

информационные познавательные УУД.



В раздел образования