Автор: Кексель Лидия Степановна
Должность: преподаватель географии и биологии
Учебное заведение: ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методические разработки
Тема: Технологическая карта занятия. Составление простейших схем моногибридного скрещивания. Решение генетических задач.
Раздел: среднее профессиональное
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
Тема занятия
Составление простейших схем моногибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
Группа
Дата
3ПНГ8
1
20.03.
19г.
Вид занятия
Практическое занятия
Цель занятия
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: на конкретных примерах показать, как
наследуются признаки, каковы условия их проявления, что
необходимо знать и каких правил придерживаться при решении
задач;
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: продолжить формировать знания о
моногибридном скрещивании и отклонении от первого закона
Г. Менделя.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: вызвать у уч-ся интерес к
изучению генетических проблем.
Формирование
общих
компетенций
П Р Е Д М Е Т Н А Я
Ц ЕЛ Ь : сформированность
умений
объяснять
результаты
биологических
экспериментов,
решать
элементарные
биологические задачи
ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ: способность применять биологические
и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной
деятельности
Должны знать
Основы знаний по генетике.
Должны уметь
Работать и использовать решетки пиннета при решении задач
Показатели оценки
результата
Умение пользоваться терминами, составлять простейшие схемы.
Средства
обучения
Биология: учебник для СПО / В.М.Константинов
Основная
литература
Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей/В.М.Константинов -[и др.]; под редакцией В.М.Константинова.-
4-е изд.-М. Издательство ЭБС Академия,2017
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№
этапа
Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения
Временная
регламентация
этапа (мин.)
1
Организационный этап:
5
- проверка готовности студентов к занятию;
- проверка посещаемости;
- сообщение темы.
2
Мотивационный момент:
5
Стремление получать знания, необходимые на практике,
ориентирую на овладение новыми знаниями (факты, законы и т.п.).
Предметные – интерес к организации учебного труда.
Мотивы самообразования направленность на самостоятельное
совершенствование знаний, работы.
3
Изучение нового материала. Практическое занятия №4
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
65
1.Вспомнить основные законы наследования признаков.
2. Коллективный разбор задач на моногибридное скрещивание.
3. Самостоятельное решение задач на моногибридное скрещивание, подробно
описывая ход решения и сформулировать полный ответ.
4. Коллективное обсуждение решения задач между студентами и
преподавателем.
5. Сделать вывод.
4
Подведение итогов занятия
10
4.1
Обсуждение и оценка результатов самостоятельной работы (рефлексия)
«теги» которые необходимо продолжить. Выбрать один-два и ответить на
вопросы.
- я научился …
- я смог…
4.2
Выставление оценок
5
Домашнее задание. Третий закон Менделя.
5
стр 59-68
Самостоятельная работа
Задание 8: Решение задач по генетике
Преподаватель
Кексель Л.С.
(И.О. Фамилия)
Практическое занятие №
Решение задач на моногибридное скрещивание
Цель: Закрепление знаний и умений использовать символику, при решении задач на
моногибридное скрещивание.
Оборудование: тетрадь для практических занятий, ручка, линейка, карандаш, инструкция
1.
Отец имеет короткие ресницы (рецессивный ген), а мать – длинные, дети имеют
длинные ресницы и короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а
также генотипы их потомства.
2.
У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального
строения кисти. Оба родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения
шестипалых детей.
3.
У
человека
ген,
вызывающий
одну
из
форм
наследственной
глухонемоты,
рецессивен
по
отношению
к
гену
нормального
слуха.
От
брака
глухонемой
женщины
с
нормальным
мужчиной
родился
глухонемой
ребенок.
Определить
генотипы всех членов семьи.
4.
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом:
как будут выглядеть уши её будущих детей, если у неё прижатые уши, а у мужа
оттопыренные? Мать мужа – с оттопыренными ушами, а его отец – с прижатыми.
Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей – доминантный,
а ген, ответственный за степень прижатости ушей – рецессивный.
5.
Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение,
что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое,
если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?
6.
Определить
вероятность
рождения
детей
без
веснушек
на
лице
(рецессивный
признак), если известно следующее: женщина, имеющая веснушки на лице, отец
которой был без веснушек, вступила в брак с мужчиной, имеющим веснушки на
лице. Известно, что мать мужчины была без веснушек, а отец - с веснушками.
7.
Рыжеволосая
девушка
выходит
замуж
за
мужчину
с
не
рыжими
волосами,
гомозиготного по этому признаку. Какова вероятность рождения от этого брака
ребенка с не рыжими волосами, если известно, что рыжие волосы - рецессивный
признак?
8.
Мужчина, страдающий альбинизмом, женится на здоровой женщине, отец которой
страдал альбинизмом. Каких детей можно ожидать от этого брака, если учесть, что
альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак?
9.
В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой
признак является доминантным? Каковы генотипы всех членов этой семьи?
10. В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом глаз. Известно, что
мать женщины имела европеоидный тип глаз, а родители мужчины - монголоидный
тип
глаз.
Монголоидный
тип
глаз
доминирует
над
европеоидным.
Определить
возможный
генотип
мужчины
и
вероятность
рождения
от
этого
брака
детей
с
европеоидным типом глаз.
11. У
супругов,
страдающих
дальнозоркостью,
родился
ребёнок
с
нормальным
зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребёнка с дальнозоркостью,
если известно. Что ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения?
12. Смуглокожая женщина, мать которой имела, светлую кожу, выходит замуж за
смуглокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать - светлую. Каких
детей
можно
ожидать
от
этого
брака,
если
смуглый
цвет
кожи
является
доминантным признаком?
13. Близорукий (доминантный признак) вступает в брак с женщиной, нормальным
зрением. В их семье первый ребенок был нормален,
второй был близоруким
Определите генотипы родителей и детей.-реши задачу.
14. Левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной праворукой. В их семье
первый ребенок был праворуким, второй был леворукимим. Определите генотипы
родителей и детей.-реши задачу.
15. Гомозиготный
томат
с
круглыми
плодами
скрестили
с
томатом,
имеющим
грушевидную форму плода. Каким будет потомство по фенотипу и генотипу?
16. У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную
шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды
первого поколения?
17. У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую
крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?
18. Голубоглазый
мужчина,
родители
которого
имели
карие
глаза,
женился
на
кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. Какие
дети могут родиться в этой семье, если известно, что кареглазость доминирует над
голубоглазостью?
19. Гаметы, образуемые двумя родительскими особями с генотипами АА, аа, ВВ,
вв записываются как
а/. ААВВ б/. АА, ВВ, аа, вв в/. А, В, а, в г/. Аа, Вв
20. Особи организмов, в потомстве которых
не обнаруживается
расщепления
признака
а/ гибридные б/ гемизиготные
в/ гомозиготные г/ гетерозиготные
21. У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у
женщины тонки губы, а у мужчины толстые. У отца мужчины губы были тонкими.
1- Сколько типов гамет образуется у женщины? а/ 2 б/ 4 в/ 1 г/ 3
2- Сколько типов гамет образуется у мужчины? а/ 1 б/ 2 в/ 3 г/ 4
3- Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
а/ 20% б/ 0% в/ 75% г/ 50%
4- Сколько разных генотипов может быть у детей? а/ 4 б/ 3 в/ 2 г/ 1
5- Сколько разных фенотипов может быть у детей? а/ 3 б/ 1 в/ 2 г/ 4
22. У томатов доминантный ген А контролирует
красную окраску плодов,
рецессивный ген а - желтую.
Какие фенотипы имеют особи с генотипами АА, Аа, аа?
Дополнительные задания
1.
У
кошек
нормальная
шерсть
доминирует
над
ангорской.
Чистопородная
нормальношерстная
кошка,
скрещенная
с
ангорским
котом.
Какое
потомство
можно
ожидать?
2.
У
морских
свинок
черная
окраска
шерсти
доминирует
над
белой.
Скрестили
двух
гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?
3.
У
мышей
длинные
уши
наследуются
как
доминантный
признак,
а
короткие
–
как
рецессивный.
Скрестили
самца
с
длинными
ушами
с
самкой
с
короткими
ушами.
Потомство получилось с длинными ушами. Определить генотип самца.
4.
У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с
красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с
какими плодами вырастут в первом и втором поколении?
5.
У
томатов
нормальная
высота
растения
доминирует
над
карликовым
ростом.
Каковы
генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?
6.
У крупного рогатого скота комолость (отсутствие рогов) доминирует над рогатостью. Какое
потомство можно ожидать от скрещивания комолого быка с рогатыми коровами, если
известно, что в прошлом одна этих коров родила от этого же быка рогатого телёнка.
Краткие теоретические сведения:
Для решения задачи следует составить схему: с алгоритмом действия.
Алгоритм действий
1. Чтение условия задачи.
2. Введение буквенного обозначения доминантного и рецессивного признаков.
3. Составление схемы 1-го скрещивания, запись фенотипов, а затем генотипов родительских
особей.
4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза.
5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения.
6. Составляем схему второго скрещивания.
7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь.
8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков.
9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления.
10. Записываем ответ по образцу