Напоминание

"Коррекционно–развивающие упражнения, дидактические игры на уроках письма и развития речи".


Автор: Подгорная Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа–интернат № 15 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово, пгт Новый Городок
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно–развивающие упражнения, дидактические игры на уроках письма и развития речи".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сборник коррекционно-развивающих заданий, дидактических игр по

письму и развитию речи в 5-9 классах.

Аннотация:Пояснительная записка Для дитяти игра – действительность, и

действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает

К.Д. Ушинский В коррекционной школе возникает насущная потребность в

расширении методического потенциала в целом, и в активных формах

обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся

игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных

форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не

только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные

дни на уроках математики, русского языка… Занимательность условного

мира игры делает положительно эмоционально окрашенной, а

эмоциональность игрового действа активизирует все психологические

процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры

является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации,

таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через

своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с

перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире в числе

и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.

Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время

обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей

школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой

информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения,

является дидактическая игра, способствующая практическому

использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра –

это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая

посредством игры, учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный

материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра учит. В

педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания,

передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого

общества по пути своего развития. В коррекционной школе, делающей ставку

на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность

используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий

для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как

элементы более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) и его

части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Игровая

форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования

учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций

при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: -

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; -

учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал

используется в качестве её средства; - в учебную деятельность вводятся

соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд

игровых; В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие

задания, дидактические игры по письму и развитию речи для проверки и

закрепления знаний и умений воспитанников 5-9 классов. Все игры

разделены на разделы: «Имя существительное», «Имя прилагательное»,

«Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Однородные члены предложения»,

«Словарные слова».

Оглавление

Пояснительная записка_____________________________________3

Имя существительное______________________________________5

Имя прилагательное________________________________________10

Глагол____________________________________________________15

Наречие__________________________________________________18

Однокоренные слова_______________________________________19

Словарные слова___________________________________________20

Копилка___________________________________________________36

Пояснительная записка

Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более

интересная, чем та, которая его окружает

К.Д. Ушинский

В коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении

методического потенциала в целом, ив активных формах обучения в

частности. К таким активным формам обучения относятся игровые

технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения,

которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу

учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные дни на уроках

математики, письма и развития речи… Занимательность условного мира игры

делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность

игрового действа активизирует все психологические процессы и функции

ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она

способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом,

усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику,

вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с

перенасыщенностью современного мира информацией. Вовсем мире в

числе и в России, неизмеримо расширяетсяпредметно-информационная

среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети впоследнее время

обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальнойзадачей

школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора

получаемойинформации. Одной из форм обучения, развивающей подобные

умения, являетсядидактическая игра, способствующая практическому

использованию знаний,полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая

посредством игры,учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный

материал, акак детям удобно и естественно его взять.

Игра учит. Впедагогическом процессе игра выступает как метод обучения

и воспитания,передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов

человеческого общества по пути своего развития. В коррекционной школе,

делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельныхтехнологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов

и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования

учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций

при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют

переходу дидактических задач в разряд игровых;

В данном сборнике представлены дидактические игры по русскому языку

для проверки и закрепления знаний и умений учащихся 5-х - 9-х классов. Все

игры разделены на разделы: «Имя существительное», «Имя прилагательное»,

«Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Однородные члены предложения»,

«Словарные слова».

Имя существительное

1. Словарная работа. Тема: «Имя существительное»

– Разгадайте кроссворд, запишите слова, поставив ударение, отметьте

безударные гласные:

По горизонтали:

1. Не говорит, не поёт,

А кто в дом идет –

Она знать даёт. (Собака)

2. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

По вертикали:

3. Схватил за щеки, кончик носа,

Разрисовал окна без спроса;

Но кто же это? Вот вопрос.

Это делает… (мороз)

4. Москва красою славится,

Из года в год растет,

Москву зовет красавицей

Великий наш …народ.

5. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)

2. Игра «Поединок знатоков». Тема: «Имя существительное»

Вызываются два ученика. Один получает карточку с существительными в

форме единственного числа, другой с существительными в форме

множественного числа.

Первый ученик читает слова существительные в единственном числе, а

второй изменяет число и называет это же существительное во

множественном числе.

Затем второй ученик читает существительные во множественном числе, а

первый называет форму единственного числа. Остальные ученики оценивают

работу знатоков.

1. Крыло, звено, клин, утенок, мышонок, перо, лист, друг, колос, щенок.

2. Стулья, жеребята, братья, дни, сыновья, цыплята, крылья, соседи, листья,

животные.

3. Игра «Сосчитай правильно» Тема: «Имя существительное»

- Ребята, на доске записаны названия предметов. Ваша задача: правильно

назвать число одного из названных предметов от 1 до 6,например: одно

яблоко, два яблока и т.д. побеждает команда, допустившая меньшее число

ошибок.

Яблоко, место, озеро, помидор, солдат, простыня, килограмм, оладья,

цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон.

4. Игра «Поймай своё слово» Тема: «Имя существительное»

- Я диктую слова, девочки записывают существительные женского рода, а

мальчики – существительные мужского рода.

Чиж, мышь, плащ, стриж, дрожь, тушь, шалаш, ночь, тишь, лещ, помощь,

грач, дочь, врач, калач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, течь, вещь.

5. Игровые упражнения Тема: «Имя существительное»

Есть ли множественное число?

- Запишите слова, данные на доске, во множественном числе.

Мясо, животное, пальто, кино, полотенце, столяр, картофель, помидор,

район, рассказ, виноград, земляника, постель, просьба, радость, одежда,

пшеница, рожь.

- Назовите существительные, которые употребляются только во

множественном числе.

Каникулы, чернила, ножницы, щипцы, сутки, очки, ворота, грабли и др.

Прочитайте отрывок из сказки. Допишите окончания.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушат…, в корыт…, в лохан…,

В реке, в ручейке, в океан…,

И в ванн…, и в бан…

Есть у существительных слова на мя ,их нужно запомнить. Они имеют

окончание я, а сами относятся к среднему роду. Поможет нам в этом песенка.

В стародавнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было мохнатое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали для чего корове вымя,

Как назвать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевают седло и стремя –

Необразованное это было племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя.

Над тем, как в булку превратится простое семя,

С утра до вечера они чесали темя.

Есть в этой песне имя, племя, семя, пламя,

В нее вошли и вымя, темя, стремя, знамя.

А для того, чтоб облегчить учебы время,

Вы повторяйте эту песенку все время.

6. Кроссворд. Тема: «Имя существительное»

По горизонтали

1. Шар не велик – лениться не велит:

Если знаешь предмет, то покажет весь свет.

5. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызет морковку.

6. Накормишь– живет,

напоишь – умрет.

10.Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

11. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

12. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся ввысь – и был таков.

По вертикали

2. У маленькой Катюшки

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка –

Держит две косички.

3. Чей на дереве домишко?

Строил я и мой братишка:

Дверь – кружочек, нет окна.

В доме пусто, тишина...

4. Самый бойкий я рабочий в мастерской:

Колочу я что есть мочи день-деньской.

7. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит...

8. Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони бусинки-дробинки.

9.Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

Ответы:

По горизонтали: 1. Глобус. 5. Кролик. 6. Огонь. 10. Колокольчик.11.

Подорожник. 12. Пеликан.

По вертикали: 2. Бант. 3. Скворечник. 4. Молоток. 7.Крокодил. 8. Горох. 9.

Боровик.

7. Игра «Найди лишнее слово» Тема: «Имя существительное»

Найдите «лишнее» слово по типу склонения.

Речь, весть, просека, лесть

Тропинка, ручка, береза, рот

Вася, Петербург, поезд, вокзал.

Отвага, капель, жалость, жимолость.

Кадетство, путешествие, достояние, техника.

Народ, остров, копилка, ум.

Тепло, наследие, река, богатство.

Ягода, роща, огонь, бригада.

8. Чайнворд. Тема:«Имя существительное»

Чтобы разгадать чайнворд нужно по признакам угадать предметы, а в

клетки вписать имена существительные, называющие эти предметы.

1. Манная, овсяная, гречневая. 2. Мощная, вооруженная, многочисленная. 3.

Спелое, румяное, сочное. 4. Дождевое, кучевое, легкое. 5. Солнечные,

стеклянные, защитные. 6. Острая, металлическая, швейная. 7. Игровой,

телефонный, стрелковый. 8.Бронированный, самоходный, гусеничный. 9.

Пушистый, усатый, мяукающий. 10.Драматический,оперный, детский. 11.

Ароматная, красивая, колючая. 12. Круглая, цирковая, спортивная. 13.

Известный, театральный, эстрадный. 14. Остроугольный, прямоугольный,

тупоугольный.

Ответы: 1. Каша. 2. Армия. 3. Яблоко. 4.Облако. 5. Очки. 6. Игла. 7. Автомат.

8. Танк.9. Кот. 10. Театр. 11. Роза. 12. Арена. 13. Артист.14. Треугольник.

Имя прилагательное

Игра «Четвертый лишний» Тема: «Имя прилагательное»

Прочитайте слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните,

почему оно лишнее.

береза снежный старый

подберезовик снежинка старик

березовый снеговик старушка

березняк снег старичок

Игра «Слова-синонимы» Тема: «Имя прилагательное»

- Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Мощный– и (сильный)

Занимательный– н (интересный)

Скорый – ы (быстрый)

Большой– г (огромный)

Смышлены– о (догадливый)

Выносливый–е (терпеливый)

Игра «Цветик –семицветик» Тема: «Имя прилагательное»

На доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с обратной

стороны записаны вопросы.

1. Имя прилагательное обозначает… и отвечает на вопросы…

2. Имя прилагательное изменяется по… и по…

3. В предложениях оно связано с …

4. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания…

5. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания…

6. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания…

7. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания…

Игра «Предмет –признак» Тема: «Имя прилагательное»

Каждый игрок образует от существительного однокоренные

прилагательные и записывает его справа, после чего передает карточку

следующему игроку.

Длина -…

Туман -…

Скука -…

Картон -…

Вкус -…

Место -…

Удача -…

Чудеса -…

Радость -…

Ясность -…

Известие -…

Срок -…

Капуста -…

Теснота - …

Ячмень -…

Ужас -…

Грусть -…

Старина -…

Река -…

Век -…

Пламя -…

Огурец - …

Томат -…

Прелесть -…

Игра«Объяснялки» Тема: «Имя прилагательное »

- Прочитайте словосочетания, объясните их значение, подберите к ним

противоположные.

Свежий хлеб -… (черствый)

Свежий ветер -… (теплый)

Свежая рубашка -… (грязная)

Свежая газета -… (старая)

Глухой лес -… (редкий)

Глухой звук -…(четкий)

Глухой человек -…(слышащий)

Глухой ворот -… (свободный)

Игра «Узнай падеж прилагательного» Тема: «Имя прилагательное»

На доске написаны словосочетания. Ученики выходят по очереди и

указывают падеж прилагательного.

По летнему солнцу на высоком кургане

К младшему брату в синем море

На высоком дереве за дальним озером

Из дальнего города к крайнему окну

О гусином пере с маленьким щенком

С верным другом на высоком столбе

Под ореховым кустом до позднего часа

С ясного неба под голубым небом

Грамматические кроссворды Тема: «Имя прилагательное»

Найдите в каждом из приведенных в 1-й группе предложений одно

подходящее имя прилагательное и впишите его в горизонтальный ряд фигуры

1. Из каждого предложения 2-й группы найдите глагол и впишите его в

горизонтальный ряд фигуры

2. В выделенных вертикальных рядах каждой сетки вы прочтете оценку

результата вашей работы.

Группа 1

1. Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

2. Тропа –единственный путь через тайгу.

3. Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед... (А.Пушкин)

4. Нарядили елку

В новый наряд,

На ее иголках

Блестки горят.

5. У ястреба клюв острый, загнутый вниз.

Ответы: 1.Весенние. 2. Единственный. 3. Радостный. 4. Новый. 5. Острый.

Ключевое слово: верно.

Группа 2

1. Еловые шишки, сосновые шишки...

Веселых зверей мастерят ребятишки.

(З.Александрова).

2. Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна.

3. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.Пушкин)

4. На космическом корабле "Восток" Юрий Алексеевич Гагарин 12

апреля1961 года открыл путь в космос.

5. Скучен день до вечера,

Коли делать нечего. (Пословица)

6. Тише едешь– дальше будешь. (Пословица)

7. Кошка больно царапает своими когтями.

Ответы: 1.Мастерят. 2.Отмечает. 3. Лежит. 4. Открыл. 5. Делать. 6. Едешь. 7.

Царапает.

Ключевое слово: молодец.

Игра «Самый внимательный» Тема: «Имя прилагательное»

- Послушайте песню «Резиновый ёжик». У каждого из вас есть текст этой

песни. Задание: выпишите как можно больше словосочетаний

прилагательное + существительное

Резиновый Ёжик

По роще калиновой

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шел ёжик резиновый

С дырочкой в правом боку.

Были у ёжика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара калош.

Божьей коровке,

Цветочной головке

Ласково кланялся ёж.

Здравствуйте, ёлки!

На что вам иголки?

Разве мы волки вокруг!

Как вам не стыдно!

Это обидно,

Когда ощетинился друг.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ежик резиновый

Шел и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Милая птица,

Извольте спуститься –

Вы потеряли перо.

На красной аллее,

Где клёны алеют,

Ждет вас находка в бюро.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ёжик резиновый

Шел и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Много дорожек

Прошел этот ёжик

А что пожарил он дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку.

Игра«Большой-маленький» Тема: «Имя прилагательное»

- В данные пословицы вставьте противоположные по смыслу

прилагательные.

…пенек опрокидывает …воз.

Даже самое …дерево выросло из…семени.

…крючком … рыбу не выудишь.

На … челне по… озеру не плавают.

В … лодку … груз не кладут.

… дело лучше … безделья.

Глагол

Игра «Найди глаголы неопределенной формы» Тема: «Глагол»

Внимательно прочитайте стихотворение С.Маршака «В путь!» и выпишите из

него глаголы неопределенной формы.

В путь!

Счастливый час и добрый путь

Шагающим колоннам, -

Набраться сил и отдохнуть

В лесу, в бору зеленом.

Увидеть дятла на суку,

Как будто заводного,

И слышать мерное «ку-ку»

Из сумрака лесного.

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой,

И быть везде, как дома.

Игра «Будь внимателен!» Тема: «Глагол»

Учитель читает стихотворение, а дети выписывают глаголы прошедшего

времени.

Я шёл зимою вдоль болота,

В галошах, шляпе и очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке.

А он бегом спустился в лес.

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё!

Игра «Говорим правильно» Тема:«Глагол»

- Прочитайте слова, поставьте в них ударение.

баловаться дотронуться заржаветь

бегун начал положи

звонит начала положили

звонят начали понял

кашлянуть начался поняла

хотим облегчить поняли

хотите одолжить сотри

хотят повторим сотру

-Устраните речевые ошибки. Какое из слов уместно использовать:

Она не любила (одевать, надевать) пальто.

Я не (дождал, дождался товарища).

Внук по очереди гостил у (обоих, обеих) бабушек.

Игра-разминка. Тема:«Глагол»

Найдите среди группы слов глаголы и выпишите их в тетрадь.

Бег, бегал, беглый, бегун.

Рост, рос, рослый.

Петь, певун, певучий, пение.

Зреть, зрелый, зрелость.

Ход, ходить, ходкий, ходячий, ходики.

Пишут, письмо, писчая.

Дело, дельный, делать, бездельник, бездельничать.

Варить, вареный, варенье.

Старый, старушка, стареть.

Видный, видение, видеть.

Точить, точилка, точеный.

Свет, светлый, светить, светлячок.

Игра «Поиграем в слова». Тема: «Глагол»

- Напишите, кто-что умеет делать.

лошадь – ржет волк -…

корова -… кузнечик -…

собака -… курица -…

овца -… гусь -…

свинья -… кошка -…

Игра «Назови одним словом» Тема: «Глагол»

Храбрый человек… (Храбрец)

Болтливый человек…

Ленивый человек…

Мудрый человек…

Богатый человек…

Грубый человек…

Сильный человек…

Веселый человек…

Игра «Народные приметы» Тема: «Глагол»

Синица пищит… к долгой весне

Дым столбом… зиму вещает

Длинные сосульки… к морозу

Ласточка низко летает… к грозе

Шумит хвойный лес… дождь предвещает

Муравьи прячутся в гнезда… ожидай оттепель

Наречие

Игра «Найди четвертое-лишнее». Тема: «Наречие»

Работать – быстро, издалека, много, плохо.

Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Играть – весело, пешком, долго, дружно.

Сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно.

Читать – быстро, вслух, вручную, выразительно.

Спать – крепко, скоро, долго, спокойно.

Игра «Образуй наречие». Тема: «Наречие»

Каждый игрок образует от данного слова наречие и записывает его справа,

после чего передает карточку следующему игроку.

Громкий -… громко

Хороший -…

Плохой -…

Веселый –

Два– двое

Три-…

Четыре-…

Пять-…

Вдвое – вдвоем

Трое -…

Четверо -…

Пятеро -…

Мой– по-моему

Твой-…

Наш-…

Ваш-…

Другой – по-другому

Иной -…

Всякий -…

Свой -…

Волчий – по-волчьи

Лисий -…

Медвежий -…

Заячий -…

Игра «Найди пару». Тема: «Наречие»

На доске записаны в четыре столбика наречия-антонимы в измененном

порядке. Задание: найдите антоним к каждому наречию и запишите их

парами.

близко глупо хорошо внизу

много темно грустно трудно

умно справа тихо весело

поздно мало высоко громко

слева далеко легко низко

светло рано вверху плохо

Найти близкие по смыслу наречия. Записать наречия – синонимы парами.

аккуратно ровно нежно холодно

рядом тихо вокруг правильно

печально далеко быстро грозно

гладко опрятно морозно ласково

медленно близко верно кругом

вдали грустно сердито скоро

Однокоренные слова

Игра «Третий лишний» Тема: «Однокоренные слова»

- Найдите «лишнее» слово.

Желток, железный, желтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часть, час.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Игра «Не ошибись!» Тема: «Однокоренные слова»

Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий,

лесником, лесником, лесничество, слесарь.

Игра «Найдите чужака» Тема: «Однокоренные слова»

Внимательно прочитайте сказку и догадайтесь, кто чужак.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз

с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке

скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила.

Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему

родственника искать?

Игра «Собери родственников» Тема:«Однокоренные слова»

Учитель называет корень, а ученики подбирают как можно больше

однокоренных слов.

Слова с корнем вод

Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение,

водокачка, водолаз, водомерка, водоплавающие, водохранилище и т.д

Слова с корнем зем

Земля, земелька, землица, земледелие, землячка, поземка, земство,

земельный, наземный, приземистый, земляника, землечерпалка, землепашец,

подземелье и т.д.

Слова с корнем цвет

Цветок, цветочек, цветик, расцветет, расцветка, цветение, цветочница,

зацветать, одноцветный, цветовой, бесцветный, цветоразличение,

цветозащитный, цветной и т.д.

Словарные слова

Словарные слова

Они слышали шум … дверь открыть побоялись.

Любит кошка рыбку … в воду лезть не хочет.

Ребята хотели пойти погулять … раздумали.

Ночью ветер злится … стучит в окно.

Белка песенки поет … орешки все грызет.

Слышит звон … не знает где он.

Не красна изба углами … красна пирогами.

Забота не ревет … спать не дает.

Кинофильм был известный … интересный.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Держи голову в холоде … ноги в тепле.

Мал золотник … дорог.

Вот овощи: морковка,

Петрушка, огурец.

Салат нарежу ловко.

Я повар – молодец

Малины мало набрала

И укололась Нина.

Так долго ягоды несла,

Что съела всю малину.

Кормит корову

Маленький Вова.

Кушай, кОрова,

И будешь здорова.

Маша в мАгАзин пошла

Нам продукты принесла.

Колбасу купила,

А про хлеб забыла.

ВырАщивать рАстения

Нам с мамочкой не лень.

Одни на солнце нежатся,

Другие любят тень.

Ласковое облАко

Зверьком пушистым

Плавает, играет

В небе золотистом

Нина в пятнИцу уроки

Делать не хотела.

В воскресенье целый день

С ними просидела.

ГЕна в лагЕрь уезжает

Отдыхать на лето.

Маму просит: "Приезжай,

Привози конфеты!"

Все сТупеньки лесТницы

Я пересчиТаю.

Это – если вверх иду,

Ну а вниз – слеТаю.

Белая мЕбель

В доме моём.

Чтоб не запачкать,

В кухне живем.

МесЯц ясный над рекой.

Тишина кругом, покой.

Всё уснуло до утра.

И тебе уснуть пора.

Мимо мИнуты проходят.

МИрно они шелестят.

Время куда-то уходит.

И не вернется назад.

КОстя КОСТЕР разжигает у речки.

Весело пламя пылает, как в печке.

Очень мы любим дымок от КОСТРОВ:

Он отгоняет от нас КОМАРОВ.

Меньше мЕталла!

Больше природы!

Люди! Любите

Воздух и воду!

КОля КОЛЕСО нашел

От велосипеда.

Ну, куда его девать?

Подарил соседу.

Папа КОлин – КОМАНДИР

Для своих солдат.

КОЛЯ тоже КОМАНДИР

В играх у ребят.

Словарные слова.

Кроссворд 1

Подберите слова из словарика и запишите их в тетрадь.

Ответы:

Лопата, погода, комната, железо, родина, ребята, яблоко, пальто, ученик,

машина, вокзал.

Кроссворд 2

Произвольно подберите слова, чтобы получилось выделенное слово (слова

записать в тетрадь).

Ответы: Огурец, город, заяц, корова, адрес, ворона, улица, теперь.

Кроссворд 3

Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных

клетках. (Слова записать в тетрадь.)

1. Каждый день по многу раз

Входим мы в знакомый ... .

2. Я в кроссворде слово спрятал.

Что за слово, а, ... ?

3. Поможем, если у кого-то

Не получается ... .

4. Сидела на скамеечке

Маленькая ... .

5. Коля Котиков не знал,

Где лежит его ... .

6. С парты не забудь убрать

И учебник, и ... .

7. Открываем ...

Начинается январь.

8. Снова в школу я пришел,

Это очень ... .

Ответы:

1. Класс.2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь.7. Календарь. 8.

Хорошо.

В выделенных клетках – слово «карандаш».

Тематические кроссворды

Тематические кроссворды на темы «Армия», «Растения»,

«Родина»,«Путешественник», «Транспорт и машины», включают в себя от 10

до 20 словарных слов, которые ребята должны усвоить в начальной школе и с

уверенностью применять в средних и старших классах.

Армия

По горизонтали:

1. Противодействие нападению противника.

3. Человек, который отличился храбростью на войне.

6. Все сухопутные войска государства.

7. Начальник, командующий военным подразделением.

10. Рядовой Военно-морского флота.

11. Стремительное нападение на неприятеля.

12. Рядовой военнослужащий.

По вертикали:

1. Лицо командного состава армии и флота.

2. Высший военный чин на флоте.

3. Высший военный армейский чин.

4. Боевой успех в сражении с противником.

5. Синоним слова «летчик».

7. Большое морское судно.

8. Самое младшее солдатское звание.

9. Приветствие выстрелами в честь победы над врагом.

Ответы

По горизонтали:1. Оборона. 3. Герой. 6. Армия. 7.Командир. 10. Матрос. 11.

Атака. 12. Солдат.

По вертикали: 1. Офицер.2. Адмирал. 3. Генерал. 4. Победа. 5. Пилот. 7.

Корабль. 8. Рядовой. 9. Салют.

Растения

По горизонтали:

2. Круглое, румяное, сочное и сладкое, обладаю кожицей хрусткою и гладкою.

6. Кустарник с душистыми белыми и сиреневыми (лиловыми)цветками-

соцветиями.

7. Вырастают ростки в стебельки и стволы, а на них – листочки, плоды и

цветочки.

8. В поле дружною стеною – золотые усачи. Из них осенью пекутся золотые

калачи.

По вертикали:

1. Как на поле, на кургане

Стоит курочка с серьгами.

3. Стоит Алена –

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

4. Что за дерево стоит!

Ветра нет, а лист дрожит.

5. Стоит дерево кудряво,

Круглы гроздья разметало,

Горят яркой красотой,

Кормят птиц зимой.

Ответы

По горизонтали: 2. Яблоко. 6. Сирень. 7. Растения. 8. Пшеница.

По вертикали: 1. Овес.3. Береза. 4. Осина. 5. Рябина.

Родина

По горизонтали:

2. Место рождения человека.

4. Столица нашей Родины.

5. Населенный пункт в сельской местности.

6. Главный город страны.

7. Большой населенный пункт.

По вертикали:

1. Население страны.

2. Страна, в которой мы живем.

3. Крупное промышленное предприятие.

Ответы

По горизонтали: 2. Родина. 4. Москва. 5. Деревня. 6. Столица. 7.Город.

По вертикали: 1. Народ.2. Россия. 3. Завод.

Путешественник

По горизонтали:

6. Синоним слова «турист».

7. Воздушный вид транспорта.

8. Здание железнодорожной станции.

9. Дорога с твердым покрытием, соединяющая различные населенные

пункты.

10. Документ, дающий право на поездку в транспорте.

По вертикали:

1. Предмет, в который складывают вещи для удобной перевозки.

2. Сторона света.

3. Транспортное средство, которое может находиться в пользовании семьи.

4. Коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной целью.

5. Упакованные пассажирские вещи.

6. Человек, совершающий поездку в транспорте.

8. Часть поезда, в которой едут пассажиры.

Ответы

По горизонтали: 6. Путешественник. 7. Самолет. 8. Вокзал. 9.Шоссе. 10.

Билет.

По вертикали: 1.Чемодан. 2. Север. 3. Автомобиль. 4. Экскурсия. 5. Багаж. 6.

Пассажир. 8. Вагон.

Транспорт и машины

По горизонтали:

2. По асфальту едет дом,

И народу много в нем.

А над крышей дома – вожжи.

Ехать он без них не может.

5. Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

6. Спозаранку за окошком

Стук, звон и кутерьма!

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

7. Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет.

По вертикали:

1. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд,

Наш народ придумал эту

Межпланетную...

2. Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.

3. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это?..

4. Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овес,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит...

Ответы

По горизонтали:2. Троллейбус. 5. Автобус. 6. Трамвай. 7. Комбайн.

По вертикали: 1. Ракета. 2. Трактор.3. Самолет. 4. Автомобиль.

Сказки про словарные слова.

Мороз

Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как пишется слово мороз.

Наступил декабрь, канун Нового года. Дед Мороз срубил красивую елочку,

взял мешок с подарками и отправился в школу на праздник.

Пришел к ребятишкам. Они его окружили и начали весело кричать: «Дед

Мороз, красный нос!» Хватился Дед Мороз за нос да и запомнил, что слово

мороз, как и слово нос, пишется с буквой о.

С тех пор и посылки детям правильно подписывает – «Дед Мороз».

Воробей

Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома – пес Шарик. И вот

повадился воробей таскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему

и ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек хлеба и – лететь. А Шарик с

лаем: «Держите вора! Ловите вора!» – бежит за воробьем. А воробей

преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.

Одежда

Жила-была обувь. Ей очень хотелось иметь друзей. И вот как-то раз обувь

встретила одежду. Одежда сказала ей: «Давай дружить, а то у меня нет

проверочного слова. Если мы не будем дружить, то ребята никогда не

запомнят, как правильно пишется слово одежда». И обувь согласилась. С тех

пор обувь никогда не расставалась с одеждой.

Воробей

Жил-был воробей. Был он маленький и неловкий. Однажды устроили

воробьи соревнование –кто быстрее? Маленький воробушек все время

проигрывал своим сверстникам. Понаблюдал за их соревнованиями воздух и

предложил воробьишке свою помощь. На другой день воздух помог

воробушку выиграть соревнования. С тех пор воздух и воробьишка стали

большими друзьями. Даже пишутся оба с буквой о. А воробей с тех пор

возмужал, стал большим и ловким. И уже сам выигрывает соревнования.

Пальто

Бежало слово пальто, запнулось и рассыпалось на отдельные буквы. Ветер

подул и сложил эти буквы в слово лапоть. Прибегает пальто домой, а его

никто не узнает, ведь оно теперь лапоть. Пальто доказывает, что оно пальто, а

ему говорят: «Нет, ты лапоть». Рассказало тогда пальто, как оно запнулось и

рассыпалось. И догадались домашние, что с ним случилось. Стали они

собирать его по буквам и сказали: «Вот теперь ты пальто».

Словарная работа

Внимательно прочитайте стихотворения и выпишите из них словарные

слова.

Медведь

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле

Глаза медведя слёз полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь…

Про зайца

Заяц в лес бежал по луг,

Я из лесу шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Таки сел передо мной!

Таки обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый.

Слыша мой весёлый крик.

И еще, наверно, долго.

Притаившись в тишине.

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей1 Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны,

И от холода нет обороны...

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей –

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным,

Оттого, что так трудно ему.

Словарная работа. Тема «Местоимение»

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Какими местоимениями они заменены

в тексте?

Они бывают разные-

Зеленые и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут (Вагоны –они)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех.

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят… (Спасибо – оно)

Неизвестно, чем он горд, -

Тем ли, что имеет горб?

Он – как памятник себе,

Только листик на губе. (Верблюд –он)

Асфальтовое, новое,

Через леса сосновые,

Через луга медовые,

Через поля пшеничные,

Полянки земляничные,

Во всей своей красе,

Дождем умыто, росами,

Укатано колесами, раскинулось…(шоссе)

Словарная работа

- Послушайте загадки, запишите отгадки. Отметьте в них орфограммы.

В дождь и в зной он на посту

У народа на виду.

Этот дядя – всем пример,

Дядя… милиционер

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас… мороз

Тра-та-та,

Тра-та-та!

Сверху кожа,

Снизу тоже,

В середине пустота. барабан

Птичка-невеличка,

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. воробей

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.помидор

Полосатое ядро,

Кумачовое нутро.

Хвостик, как у хрюшки,

В виде завитушки. арбуз

Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. дятел

Не живая –

А идет

Неподвижна –

А ведет.дорога

Если дождик,

Мы не тужим –

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.калоши

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? картофель

Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, на скользкий лед.

На лыжи и … коньки

Любопытный

Красный нос

По макушку

В землю врос.

Лишь торчат

На грядке

Зеленые пятки.морковь

В синеве высоко

Разливалось молоко,

Расползалось ватой

Бело-синеватой. облака

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком,

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.огурцы

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.заяц

Он признался ножу:

-Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог. карандаш

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты, знаком, конечно, с ней?

Обувь носит из резины, И зовут ее… машина

Лучший город всех времен,

Мир и счастье строит он.

Светлый, вечно молодой,

Называется … Москвой

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки, -

Что угодно для души. пенал

Не артист,

А голосист,

Не ездок,

А шпоры у ног. петух

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. собака

Как сажа черна,

Как сметана, бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать, где была. Сорока

Игротека

Игра «Назови часть речи»

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам… (имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Нам с тобой он служит.

С другими частями речи дружит!

У существительного, числительного и местоимения

Берет взаймы род и число

Для лучшего общения!

Занимает второе место после существительного

Как наиболее употребительный! (глагол)

Игра-конкурс «Поставь ударение»

алфавит

арест

баловать

ворота

диалог

договор

заржаветь

звонит

звонят

искра

каталог

квартал

коклюш

комбайнер

красивее

кухонный

намерение

начать

нефтепровод

озлобленный

паралич

партер

петля

процент

распоясался

ремень

столяр

танцовщица

украинский

щавель

Игра-соревнование. Тема: «Однородные второстепенные члены

предложения»

Играют ученики первого и второго рядов. При проверке игры привлекается

внимание всех. На доске в два столбика записаны предложения без знаков

препинания:

Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.

Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.

Завод выпускает автобусы грузовики легковые автомашины.

Ребята рисуют играют танцуют поют песни.

Яблоки были крупные спелые сочные вкусные.

В магазине продают овощи фрукты ягоды соки.

Шофер засмеялся влез к себе в кабину включил мотор.

Дождь стучал по крыше трепал листья поласкал во дворе.

Лес гудел тревожно неровно угрожающе.

Я царство мое убираю в алмазы жемчуг серебро.

В вечернем небе замелькали синие зеленые красные звездочки.

В магазине продавали резиновые деревянные пластмассовые игрушки.

Игра «Найди пару» Тема: «Союз»

Мала пчела… а загрызет.

Лесом шел… а попал в Рязань.

Ехал в Казань… а товарища выручай.

Совесть без зубов… а дров не видел.

Сам погибай… но и та работает.

Игра «Подбери союз» Тема: «Однородные е члены предложения»

Играют2 команды по 6 человек. 2 карточки, на которых предложения с

пропущенными союзами.

Игра "Вставь слова"

Каждый играющий получает карты с предложениями, в которых пропущены

слова, и карточки-вкладки, на которых написаны недостающие слова.

В карточках с предложениями имеются разрезы, а на карточках-вкладках –

заостренные уголки (см. рис.).

Рис.

Все карты разного цвета. Цвет вкладок соответствует цвету карт.

Тот, кто первый правильно вставил в предложение свои слова-вкладки,

выигрывает. Но ведущий ждет 3–5 минут. Если за это время все подали свои

предложения и не было ошибок, то игра становится беспроигрышной. Тот,

кто опоздал или неправильно разложил слова, считается проигравшим.

Карта1

Сережа ... не боится ... .

Игорь ... наблюдал ... .

Витя ... нарвал букет ... .

Иванова ... возвратилась с ... .

Юра ... принес пять ... .

Карточки для вкладки: Васильков, васильков, Морозов, морозов,

Горшков,горшков, Поля, поля, Муравьев, муравьев.

Карта2

Лева ... делал домик для ... .

Олег ... был у ... .

Андрюша ... любил слушать рассказы ... .

Толя ... привез много ... .

У ... в руках ...

Карточки для вкладки: Скворцов, скворцов, Рыбаков, рыбаков,

Арбузов,арбузов, Пастухов, пастухов, Кости, кости.

Карта3

Сергеев ... читал ... .

Вася ... работал у ... .

Пес ... поймал ... .

Миша ... кормил ... .

Карточки для вкладки: Роман, роман, Кузнецов, кузнецов, Шарик,

шарик,Окуньков, окуньков, Воробьев, воробьев.

Карта 4

Толя ... боялся ... .

Коля ... слушал ... .

Гера ... боялся ... .

Вова ... ловил ... .

... боялась спать без ... .

Карточки для вкладки: Раков, раков, Соловьев, соловьев, Комаров,

комаров,Мотылев, мотылев, Света, света.

Карта 5

Корова ... темна, как ... .

Юра ... насушил ... .

Кот ... бел, как ... .

У ... в руках ... .

У ... росли ... .

Карточки для вкладки: Ночка, ночка, Ноготков, ноготков, Снежок, снежок,

Розы, розы, Лилии, лилии.

Что такое предложение?

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и

выражают законченную мысль. Утро. Ребята спешат в школу.

Какие слова пишутся с большой буквы?

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов,

сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы

Какие слова называются однокоренными?

Игра «Домино» Тема: «Обобщение»

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень,

называются однокоренными: осень – осенний (день),дружить – дружба.

Какие правила нужно знать, чтобы правильно перенести слова уроки,

большой, скамейка, в классе?

Слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять. Для

проверки измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный:

клуб – клубы, друг – другу, гараж – гаражи, медведь – медведи, мороз–

морозы, шкаф – шкафы.

Как проверить слово с безударным гласным звуком в корне?

Для проверки безударных гласных звуков в корне измени слово так, чтобы

безударный гласный стал ударным: окно – окна, края – край, грибы – гриб,

стена – стены, мячи – мяч.

Что такое корень слова?

Корень – это общая часть родственных слов, в которой передается их

основное значение: белый, беленький, белизна, белить, побелка

Что такое окончание?

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень,

называются однокоренными: осень – осенний (день),дружить – дружба.

Какие правила нужно знать, чтобы правильно перенести лова уроки,

большой, скамейка, в классе?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы: что делать? что

сделать?

Как изменяются глаголы прошедшего времени? От чего это зависит?

Окончание и предлоги служат для связи слов в предложении. В воздухе

кружились снежинки. Кружились (где? в чем?) в воздухе

Как образуются однокоренные слова?

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов: стройка

– постройка, гриб – грибок.

Что такое приставка?

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов: возить – перевозить, город –пригород.

Что такое суффикс?

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов: игра – игрушка, теплый –теплица, зима – зимний.

Какие слова со звонкими и глухими согласными звуками надо проверять?

Парные согласные на конце или перед другими согласными нужно

проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать: ошибка, плуг,

морковь.

Как проверять слова с парными согласными звуками в корне?

Чтобы проверить два безударных гласных звука в корне, надо подобрать два

проверочных слова: сторона – стороны, сторонка; зеленеть – зелень, зеленый;

колосок – колос, колосья.

Как пишутся слова с непроизносимыми согласными звуками в корне?

Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить

слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука

стоит гласный звук или согласный звук [н]: утюг –утюги, подготовка –

подготовить, огород – огородный.

Как найти слово для проверки безударного гласного звука

Чтобы проверить безударный гласный звук, нужно изменить слово так, чтобы

безударный гласный звук стал ударным: волна –волны, смотрю – смотрит, –

или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне:

глядит – взгляд, зимовать – зимний.

Как проверяют слова с двумя безударными гласными звуками в корне?

В корнях некоторых слов звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы в,

д, л, т пишутся: чувств, праздник, солнце, окрестности

Что надо знать о приставках, чтобы правильно их писать?

Приставка – это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня:

пришел, посмотрел. Приставки о-,об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под-

(подо-),про-, за-, на-, над-,в- (во-), с-, со-, вы-,пере- пишутся всегда

одинаково, независимо от того, как они произносятся: сделал, отдал,

подплыл, обошел, перешел.

Когда в слове пишется ъ?

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?,

называют именами существительными: школьник, дружба.

Какие слова называют именами прилагательными?

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?, называют именами прилагательными: смелый,

добрая, яркое, сильные.

Какие слова называют именами числительными?

Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов

при их счете, называют именами числительными. Они отвечают на вопросы

который? сколько?: (сколько?) семь(страниц); (которая?) седьмая (страница).

Какие слова называют наречиями?

Слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на

вопросы как? где? куда? откуда? когда?, называют наречиями. Наречие –

неизменяемая часть речи: громко, интересно, далеко, здесь, всегда, рано,

поздно, вчера.

Что такое местоимение?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Они не

называют предмет, а только на него указывают. Местоимение – это часть

речи.

Как определить род имени существительного?

Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на

согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я: въехал, съемка, объявление.

Какие слова называют именами существительными?

Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, –

женского рода: страна, тетрадь, весна, мебель. Имена существительные, к

которым можно поставить слова он, мой,– мужского рода: дом, мир, рояль.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое, –

среднего рода: дерево, перо, метро, ателье.

Что называется склонением?

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называют

изменением по падежам или склонением

Как пишут существительные женского рода с шипящими на конце?

На конце существительных женского рода в единственном числе после

шипящих пишется ь: речь, вещь, молодежь.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род

имени прилагательного определяют по роду имени существительного, с

которым оно связано.

На какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе?

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?

и имеют окончание -ые, -ие: голубые, яркие.

Что такое глагол?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы

отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что

будет делать? что делал? что сделал?

Как изменяются глаголы? На какие вопросы они отвечают?

Глаголы изменяются по временам. Глаголы в настоящем времени отвечают

на вопросы: что делаю? что делаешь? Что делает? что делаем? что делаете?

что делают? Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал?

что сделал? что делали? что сделали? Глаголы в будущем времени отвечают

на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? Что будут делать?

На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам:

мужской род – что делал? играл; женский род – что делала? играла; средний

род – что делало? играло. Род глагола в предложении зависит от рода имени

существительного, с которым он связан по смыслу. Весна наступила. Лето

наступило.

Как пишется не с глаголами?

Для чего нужна эта частица?

Игра «Третий лишний». Тема: «Мягкий знак в словах разных частей

речи».

Найдите слова с мягким знаком. Объясните его роль в словах.

боль лещ кушанье

толь тишь пальто

моль рожь профиль

молчать думаешь увеличить

рыл гуашь веришь



В раздел образования