Напоминание

Создание педагогических условий во внеурочной деятельности младших школьников


Автор: Золотарева София Александровна
Должность: студентка 4 курса гуманитарного факультета,преподаватель кафедры историко–филологических дисциплин
Учебное заведение: Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: п. Иноземцево г. Железноводск Ставропольский край
Наименование материала: научная статья
Тема: Создание педагогических условий во внеурочной деятельности младших школьников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Создание педагогических условий во внеурочной деятельности

младших школьников

Золотарева София Александровна

студентка 4 курса гуманитарного факультета,

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» в г. Железноводске

В

настоящее

время

актуальна

проблема

создания

педагогических

условий внеурочной деятельности как достижение личностных результатов

младших

школьников.

Результатом

образования

является

не

просто

получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в

образовательном

процессе.

Федеральный

образовательный

стандарт

начального общего образования основывается на системно-деятельностном

подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом

индивидуальных,

возрастных,

психологических,

физиологических

особенностей

и

здоровья

обучающихся.

ФГОС

НОО

задает

рамки

содержания

образования,

которое

ставит

во

главу

личность

ребенка.

Личностными

результатами

стандарт

считает

социально

и

нравственно

обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека

(ценности, убеждения, принципы). Внеурочная деятельность интегрирует

процессы

воспитания,

обучения

и

развития.

В

процессе

совместной

творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление

личности ребенка. Для младших школьников – это способ научиться тому,

чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире,

проба и поиск себя. И главная задача учителя помочь младшему школьнику

найти себя.

Внеурочная

деятельность

в

соответствии

с

ФГОС

включена

в

основную

образовательную

программу,

а

именно

в

часть,

которую

формируют участники образовательного процесса. На современном этапе

внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем

шире

представлены

различные

направления

внеурочной

деятельности

в

школе, тем лучше младшему школьнику и его родителям.

В

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

внеурочная

деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-

нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное,

спортивно-оздоровительное).

Общеобразовательное

учреждение

вправе

самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, учитывая,

что

они

являются

содержательным

ориентиром

и

представляют

собой

приоритетные

направления

при

организации

внеурочной

деятельности,

являются

основанием

для

построения

соответствующих

образовательных

программ

общеобразовательного

учреждения.

Виды

и

направления

внеурочной

деятельности

школьников

тесно

связаны

между

собой.

Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-

оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть

реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют

собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий.

Общественно полезная деятельность может быть представлена в таких видах

внеурочной

деятельности,

как

социальное

творчество

и

трудовая

(производственная) деятельность.

В

качестве

организационного

механизма

реализации

внеурочной

деятельности в образовательном учреждении может быть использован план

внеурочной

деятельности.

Под

планом

внеурочной

деятельности

следует

понимать

нормативный

документ

образовательного

учреждения,

который

определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и

структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для

ступени

общего

образования.

Содержание

занятий,

предусмотренных

в

рамках

внеурочной

деятельности,

формируется

с

учётом

пожеланий

обучающихся

и

их

родителей

(законных

представителей).

Занятия

реализуются

при

помощи

различных

форм

организации.

Таких,

как

экскурсии,

кружки,

секции,

«круглые

столы»,

конференции,

олимпиады,

конкурсы, соревнования, и т.д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут

использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления,

тематических

лагерных

смен,

летних

школ,

создаваемых

на

базе

общеобразовательных

учреждений

и

образовательных

учреждений

дополнительного образования детей.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности

образовательное

учреждение

в

рамках

соответствующих

государственных

(муниципальных)

заданий,

формируемых

учредителем,

использует

возможности

образовательных

учреждений

дополнительного

образования

детей,

организаций

культуры

и

спорта.

Также

предлагается

приглашать

специалистов

из

учреждений

дополнительного

образования,

учителей-

п р е д м е т н и ко в ,

с п е ц и а л и с т о в ,

и м е ю щ и х

с о о т в е т с т в у ю щ у ю

квалификационную

категорию,

дающую

право

на

ре а лизацию

соответствующего направления внеурочной деятельности.

Ознакомившись

с

трудами

Д.В.

Григорьевой,

мы

установили,

что

рекомендуется применять такие виды внеурочной деятельности как игровая и

познавательная,

спортивно-оздоровительная

деятельность,

проблемно-

ценностное общение, художественное и социальное творчество.

Внеурочная

деятельность

школы

требует

от

педагогического

коллектива

максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности

обучающихся, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному

самосовершенствованию,

независимости,

обладающей

чувством

собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и

нести ответственность за свои поступки.

Изучением

внеурочной

деятельности

занимались

такие

ученые

и

педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, В.И.

Казаренков, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С.Т.

Шатский, Н.А. Щукина и др.

Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной

деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты в

связи

с

введением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта (ФГОС) в систему начального образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках

уроков

направлена

на

достижение

планируемых

результатов

освоения

основной образовательной программы. В первую очередь – на достижение

личностных

и

метапредметных

результатов.

Это

определяет

специфику

внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не

столько

должен

узнать,

сколько

научиться

действовать,

чувствовать,

рассуждать, принимать решения и т.д

Существует противоречие между потребностями младших школьников

использовать свое свободное время как сферу самореализации, полноценного

общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать

себя

во

внеурочной

деятельности

в

силу

серьезных

недостатков

в

организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и

среды для научения младшими школьниками азам внеурочной деятельности.

Начало

обучения

в

школе

ведет

к

коренному

изменению

социальной

ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и

имеет

теперь

социально

значимые

обязанности,

выполнение

которых

получает

общественную

оценку.

На

протяжении

младшего

школьного

возраста

начинает

складываться

новый

тип

отношений

с

окружающими

людьми.

Безусловный

авторитет

взрослого

постепенно

утрачивается

и

к

концу

младшего

школьного

возраста

все

большее

значение

для

ребенка

начинают

приобретать

сверстники,

возрастает

роль

детского

сообщества.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования

личности.

Для

него

характерны

новые

отношения

с

взрослыми

и

сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый

вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к

ученику.

Всё

это

решающим

образом

сказывается

на

формировании

и

закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и

связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг

интересов,

развивает

способности.

В

младшем

школьном

возрасте

закладывается

фундамент

нравственного

поведения,

происходит

усвоение

моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная

направленность

личности.

Характер

младших

школьников

отличается

некоторыми особенностями.

Согласно стандарту для общеобразовательных учреждений Российской

Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности

является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

в

школе.

Она

обеспечивает подлинную вариативность образования, возможность выбора.

Материалы ФГОС НОО подводят к выводу:

-

внеурочная

деятельность

это

часть

основного

образования,

которая

нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной

деятельности, призвана сформировать учебную мотивацию;

-

внеурочная

деятельность

способствует

расширению

образовательного

пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся;

-

происходит

выстраивание

сети,

обеспечивающей

детям

сопровождение,

поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего

периода обучения

Для

реализации

в

школах

доступны

следующие

виды

внеурочной

деятельности:

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

- социальное творчество;

- трудовая деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность .

Существует

несколько

классификаций

моделей

организации

внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.

Модели

внеурочной

деятельности,

основание

выбора

которых

соответствует

условиям

организации

образовательного

процесса

в

образовательном учреждении (ОУ):

1.

Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении

самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

2.

Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов.

Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на

базе одного или нескольких учреждений – социальных партнеров.

3.

Смешанная

модель

практически

будет

самой

распространенной,

поскольку

многие

образовательные

учреждения,

с

одной

стороны,

испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности,

а с другой – заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с

учреждениями

дополнительного

образования,

культуры

и

спорта,

в

наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС НОО



В раздел образования