Автор: Лекомцев Дмитрий Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ «ПТПИТ»
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ассоциативного мышления у студентов среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Развитие
ассоциативного
мышления
у
студентов
среднего
профессионального
образования
Для
студентов
при
получении
образования
важным
фактором
при
изучении
дисциплин является установлении связи одного понятия с другим - ассоциация. Каждый
человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной
жизни.
Установление связей, формирование образов, умение интерпретировать и объяснять
сформированные
образы
важно
при
формировании
общих
и
профессиональных
компетенций.
При
этом
важно,
что
ассоциации
(связи),
возникающие
между
отдельными
предметами, явлениями, событиями и фактами, находятся в памяти человека, а развитие
данного
метода
приводит
к
умению
провести
исследование
изучаемых
объектов,
аргументировать и сделать выводы.
Как правило ассоциации строятся по следующим типам:
по сходству (в том числе поведения объектов);
по контрасту (противоположные понятия;
по соотношению части и целого;
по причинно-следственным связям;
по обобщению;
по подчинению;
по смежности во времени или пространстве.
Важным
фоктором
является
то,
что
построенные
ассциации
студентами,
как
правило, носят тематический характер.
Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут
быть не только словесные, но и в виде тактильных ощущений, зрительных образов, звуков,
запахов. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека
(визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны
ему.
Несмотря
на
множество
мнемотехник
облегчающих
запоминание
нет
универсальной методики, для каждого индивидуума, а иногда и ситуации применяется
своя
методика.
Одному
студенту
нужно
несколько
раз
произнести
вслух
новую
информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно
представить перед глазами прочитанный текст.
Главная
задача
педагога
при
этом
помочь
обучаемым
с
этим
выбором,
найти
индивидуальный подход. Ведь каждый психически здоровый человек может создавать
ассоциации. Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно
помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное
мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Для того чтобы закрепить в
памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть
провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные
между собой, запомнить гораздо легче.
Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого понятия, объекта или
явления при изучении электротехнических дисциплин нужно подобрать к нему другое,
похожее по поведению и свойствам. Таким образом, студенты присоединяют новые знания
к тем, которые уже имеются в его запасе - это особенности ассоциативной памяти.
Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе
генерации
идей,
а
также
приводит
к
формированию
творческого
подхода
–
основы
человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.
Тренировка
ассоциативного
мышления
позитивно
сказывается
на
развитии
воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и
повысить
качество
жизни,
получить
в
результате
обучения
конкурентоспособного
специалиста.