Автор: Осипова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель архитектурного проектирования, дизайна
Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской политехнический колледж"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ АРХИТЕКТОРА
Раздел: среднее профессиональное
ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ АРХИТЕКТОРА.
Осипова Т.Б.
ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж», г. Кострома
В
Костромском
политехническом
колледже
с
1971
года
ведется
подготовка
по
специальности
«Архитектура».
За
годы
работы
было
выпущено
более
одной
тысячи
специалистов
среднего
звена.
Специфика
архитектурного
образования
в
значительной
степени зависит от того в каком городе находится учебное заведение, каковы особенности его
архитектуры, как взаимодействует профессиональное архитектурное сообщество.
Преподаватели и студенты поставили перед собой цель: проанализировать факторы,
влияющие
на
профессиональное
становление
архитектора,
формирующие
его
профессиональные
навыки
на
примере
процесса
изучения
специальных
дисциплин
и
учебных
практик
студентов
специальности
«Архитектура»
в
ОГБПОУ
«Костромской
политехнический колледж». Исследование проводилось как в выпускных группах, так и на
1,2
курсах.
Опрос
проводился
в
форме
анкетирования,
индивидуальных
бесед.
В
нем
принимали участие студенты, преподаватели, выпускники, практикующие архитекторы.
Наряду с теоретическим методом обучения в творческих профессиях очень важен
эксперимент и наблюдение как методы познания. Первокурсники, как правило, социально и
интеллектуально не готовы к будущей проектной деятельности, не имеют ассоциативного
опыта,
позволяющего
освоить
язык
современной
архитектуры. Вовлечение
студентов
в
профессиональную деятельность на специальности «Архитектура» начинается с разработки
и
внедрения
преподавателями
цикла
таких
форм
учебных
занятий,
которые
развивают
самостоятельность и творческие возможности студентов.
В нашем колледже в качестве исходного материала для анализа служит архитектура
прошлого, архитектура
города Костромы. Процесс освоения общих профессиональных
закономерностей начинается с тематических экскурсий по центру города. Такие прогулки
наглядно демонстрируют роль исторической застройки в формировании структуры города,
его эстетического восприятия. Преподаватель акцентирует внимание на композиционных
приемах и стилистических особенностях памятников архитектуры нашего города, вводит
студентов
в
мир
общекультурных
профессиональных
ценностей.
Опрос
студентов
показывает,
что
основным
результатом
таких
занятий
можно
считать
формирование
устойчивого интереса к выбранной профессии и положительный эмоциональный фон.
На начальных этапах подготовки будущих архитекторов основная сложность – это
переход от выполнения элементарных упражнений, к осознанным проектным действиям. На
этом этапе обучения репродуктивный творческий метод: анализ, повтор, копирование, имеет
большое
значение.
Знакомство
с
исторической
архитектурной
классикой,
графические
упражнения на эту тему позволяют накопить количественный опыт проектных действий.
Применяя, в качестве исходных данных к заданиям практических работ примеры реально
существующих
исторических
зданий
города
Костромы
преподаватели
предоставляют
студентам дополнительную возможность проявить индивидуальное отношение к объекту
работы.
Студенты
могут
проверить
и
сравнить
свои
расчеты
и
проектные
решения
с
реальностью, проявляют интерес к истории архитектуры и культуры Костромского края,
стараются
соответствовать
в
своих
работах
качественному
уровню
признанных
архитектурных шедевров.
Изучая детали знакомых архитектурных сооружений, студенты учатся составлять
целое из отдельных частей, закрепляют знания, полученные на теоретических курсах по
истории архитектуры, объемно-пространственной композиции.
Такую работу можно рассматривать как модель, имитирующую структуру изучаемого
объекта с помощью графических или пластических средств изображения. Используя приемы
линейной
перспективы,
светотеневой
пластики,
пропорционального
воссоздания
математических
зависимостей
архитектурной
формы
исторического
памятника
студенты
познают, как устроен объект, какова его структура, основные свойства и законы восприятия.
Навыки самостоятельного анализа памятников архитектуры дают концентрированный опыт
проектирования,
поддерживают
уверенность
студентов
в
собственных
силах,
помогают
избавиться от робости и иждивенчества, стимулируют к творческим экспериментам.
В
ходе
исследования
было
опрошено
более
50
%
студентов
специальности
«Архитектура»
и
преподаватели
профильных
дисциплин.
Анкетирование
выявило,
что
большая часть студентов выбирает объектом практической работы, курсового проекта или
самостоятельной теоретической разработки реальную архитектуру, так как это вызывает
интерес, более просто воспринимается и повышает самооценку учащегося.
Исследование показывает, что большинство студентов старших курсов используют
изученные на примерах исторических зданий приемы композиционного решения планов и
фасадов,
детали,
цветовое
решение.
Полученный
в
рамках
учебных
дисциплин
опыт
используется в курсовом проектировании, при прохождении производственных практик.
Особенную
роль
в
формировании
профессионала-архитектора
студенты
отводят
макетной и обмерной практикам. Это можно объяснить как раз тем, что они объединяют все
виды архитектурных работ – графику, пластику, работу на реальном объекте или создание
модели, сочетают наглядность, конкретику и творческий, проектный процесс. Объектами
обмерных практик в разные годы были: Рыбные ряды, Пряничные ряды, Табачные ряды.
Объектами
макетных
практик:
комплекс
торговых
рядов,
Сусанинская
площадь
с
памятниками
архитектуры XIX века, Ипатьевский монастырь, бывшая улица Русина и др.
Студенты
так
же
выполняли
реконструкцию
Александровской
часовни,
памятник
деревянного зодчества церковь из села Спас-Вежи. Не остаются без внимания и памятники
архитектуры Владимира, Новгорода Великого, Пскова, Москвы и других российских городов.
Для
архитектора
характерно
пространственное
восприятие
окружения,
умение
создавать объем по представлению. Для начинающих осваивать эту профессию молодых
людей, научиться пространственному видению довольно сложно. По опросам студентов
первого года обучения только 30% из них изучали в школах основы черчения и рисунок,
поэтому профессиональное образование в колледже начинается практически с нуля. Опыт
обучения
и
проведенное
исследование
показали,
что
подкрепление
навыков
черчения,
макетирования или рисования нуждается в дополнении изучением объекта в натуре, что
значительно повышает эффективность профессионального архитектурного образования. В
этом случае студентам проще сформировать представление об архитектурном объекте, как о
системе плоскостных проекций – план, фасад, разрез, генплан. На конкретных примерах
проще осознается взаимосвязь плоскости и объема, объема и пространства.
Все опрошенные отмечают необходимость изучать и наблюдать архитектуру не только
по
иллюстрациям
в
учебниках,
но
и
непосредственно
в
окружающей
среде.
Работы,
связанные
с
историческими
и
архитектурными
памятниками
родного
города,
воспринимаются более эмоционально, запоминаются. На основе проведенного исследования
можно сделать следующий вывод. Культурное наследие оказывает огромное, даже решающее
влияние на профессиональное становление техника-архитектора потому, что:
- изучение
культурного наследия
формирует
преемственность
архитектурных
традиций, художественный вкус;
-
студенты
стараются
соответствовать
в
своих
работах
уровню
признанных
архитектурных шедевров, и это повышает качество учебы;
- изучение культурного наследия развивает аналитическое мышление – дает «ключ»
к пониманию успеха в творчестве;
- приобретенный опыт придает уверенности в собственных силах, стимулируют к
творческим экспериментам.
Поэтому
очевидно,
что
архитектурные
школы
лучше
размещать
в
городах
с
гармонично-развитой
архитектурной
средой.
В
программу
первого
года
обучения
необходимо включать обязательные экскурсии по архитектурным достопримечательностям.
В истории искусства и архитектуры были периоды, когда провозглашался отказ от
традиционных приемов формообразования, эстетики. Но законы композиции, особенности
восприятия архитектуры учитывали и последователи рационализма, конструктивизма, других
современных стилей.
Конечно, студенты с хорошо развитыми первичными профессиональными навыками
привлекаются
к
исследовательской,
проектной
деятельности
по
специальности,
но
новаторские
методы
проектирования
приходят
с
опытом,
на
базе
крепких
знаний
архитектурной классики. Все выпускники считают обучение в колледже своим первым
профессиональным опытом.
Считаю, что для начальной ступени архитектурного образования сложившиеся формы
преподавания специальных дисциплин на примерах архитектурного наследия, в том числе
города
Костромы,
наиболее
правильные.
Они
учитывают
и
уровень
подготовленности
студентов, и логику профессионального роста архитектора.