Напоминание

Доклады участников Всероссийской научно-образовательной конференции
«Организация учебного процесса и методики преподавания предмета «Биология» в основной и средней школе с учетом требований ФГОС ООО»


Чтобы принять участие в конференции, перейдите сюда --->>>



Автор: Чернухина Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: -ГБОУ ЛНР "Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника луганской Народной Республики Виталия Парсанова"
Населённый пункт: г. Краснодон
Наименование материала: доклад
Тема доклада: Организация учебного процесса и методики преподавания предмета "Биология" в основной и средней школе с учетом требований ФГОС ООО Введение Современное образование, в частности преподавание биологии, требует пересмотра традиционных подходов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Целью образования становится не просто передача знаний, но и формирование у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Данный доклад посвящен организации учебного процесса и методикам преподавания биологии в основной и средней школе с учетом этих требований. 1. Организация учебного процесса по биологии в соответствии с ФГОС ООО ФГОС ООО определяет структуру, содержание, и организацию образовательного процесса в основной школе. В рамках преподавания биологии это подразумевает: Планирование учебного процесса: Рабочая программа: Разработка рабочих программ по биологии, основанных на Примерной основной образовательной программе основного общего образования (ПООП ООО) и ориентированных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Тематическое планирование: Четкое определение тем, количества часов на их изучение, форм контроля и видов деятельности учащихся. Организация учебной деятельности: Интеграция урочной и внеурочной деятельности: Активное использование внеурочной деятельности (экскурсии, исследовательские проекты, кружки) для расширения и углубления знаний, полученных на уроках. Реализация системно-деятельностного подхода: Организация учебного процесса таким образом, чтобы ученик занимал активную позицию, самостоятельно добывал знания, применял их на практике и рефлексировал свой опыт. Контроль и оценка результатов: Формирующее оценивание: Регулярный мониторинг прогресса учащихся, предоставление обратной связи, направленной на улучшение результатов. Суммативное оценивание: Проведение контрольных работ, тестов, проектов, оценивающих достижение планируемых результатов обучения. Использование системы критериального оценивания: Оценка работ учащихся на основе четких, заранее известных критериев. В средней школе (10-11 классы) организация учебного процесса биологии также строится на основе ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО), но с учетом профильной направленности обучения. Углубленное изучение биологии может быть организовано в рамках естественно-научного профиля. 2. Методики преподавания биологии в условиях реализации ФГОС ООО Современный урок биологии должен быть ориентирован на развитие у учащихся: Познавательной активности: Использование проблемных ситуаций, исследовательских заданий, проектов. Коммуникативных навыков: Организация работы в группах, проведение дискуссий, презентаций. Критического мышления: Анализ информации, выявление причинно-следственных связей, формулирование собственных выводов. К эффективным методикам преподавания биологии, соответствующим требованиям ФГОС ООО, относятся: Технология проблемного обучения: Представление учебного материала в виде проблемных ситуаций, требующих самостоятельного поиска решений. Метод проектов: Самостоятельная разработка и реализация учащимися индивидуальных или групповых проектов, направленных на решение конкретной проблемы или задачи. Исследовательский метод: Организация экспериментов, наблюдений, сбора и анализа данных. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, интерактивных симуляций, онлайн-тестов. Кейс-метод (Case Study): Анализ конкретных ситуаций, связанных с биологическими явлениями и процессами. Игровые технологии: Использование дидактических игр, ролевых игр, квестов для повышения интереса к предмету. Технология перевернутого класса: Предварительное изучение теоретического материала дома и активная работа на уроке. 3. Развитие личностных качеств и метапредметных компетенций ФГОС ООО акцентирует внимание на формировании личностных и метапредметных результатов обучения. В рамках преподавания биологии это реализуется через: Воспитание экологической культуры: Формирование ответственного отношения к окружающей среде. Развитие умения учиться: Формирование навыков самообразования, планирования и самоконтроля. Формирование навыков работы с информацией: Развитие умения искать, анализировать, оценивать и использовать информацию из различных источников. Развитие коммуникативных навыков: Организация работы в группах, проведение дискуссий, презентаций. Формирование познавательной мотивации: Поощрение самостоятельной познавательной деятельности, создание ситуаций успеха. 4. Материально-техническое обеспечение преподавания биологии Эффективная реализация требований ФГОС ООО требует соответствующего материально-технического обеспечения кабинета биологии, включающего: Учебно-методический комплекс (УМК): Учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, методические пособия для учителя. Натуральные объекты: Гербарии, коллекции, муляжи, модели. Оборудование для проведения лабораторных работ и практических занятий: Микроскопы, лабораторная посуда, химические реактивы. Мультимедийное оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска. Доступ к информационным ресурсам: Интернет, электронные библиотеки, образовательные порталы. Заключение Организация учебного процесса и методики преподавания биологии в основной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО требуют от учителей гибкости, креативности и постоянного самосовершенствования. Использование современных образовательных технологий, активных методов обучения, формирование ключевых компетенций и организация внеурочной деятельности позволяют сделать процесс обучения более эффективным и интересным для учащихся, способствуя их успешной социализации и адаптации в современном мире. Ключевыми факторами успеха являются создание мотивационной образовательной среды, обеспечивающей личностный рост ученика и формирование его гражданской позиции.

Скачать доклад






Автор: Пашкова Галина Владиславовна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: доклад
Тема доклада: "Активные методы обучения используемые на уроках биологии с учётом требований ФГОС ООО"

Скачать доклад






Страница - 1 из 1

Первая страницаПоследняя страница